Дым без огня…

vzsar_ru_24749Говорят, что слухами земля полнится. Но невозможно заткнуть уши и закрыть глаза. Хочешь не хочешь, но периодически всплывают в СМИ различные сплетни об известном человеке или скандальном факте. Но если в случае с близкими есть возможность проверить информацию, в сплетни о знаменитостях можно на свое усмотрение верить или не верить, то как относиться к слухам негативного характера о Церкви и священнослужителях? На этот вопрос корреспонденту газеты «Взгляд» отвечает настоятель нашего собора игумен Пахомий( ныне Епископ Покровский и Николаевский).

Говорят, что слухами земля полнится. Но невозможно заткнуть уши и закрыть глаза. Хочешь не хочешь, но периодически всплывают в СМИ различные сплетни об известном человеке или скандальном факте, да и сам слышишь от соседей и друзей новости об общих знакомых не всегда пристойного содержания. Но если в случае с близкими есть возможность проверить информацию, в сплетни о знаменитостях можно на свое усмотрение верить или не верить, то как относиться к слухам негативного характера о Церкви и священнослужителях?

О СЛУХАХ

Невозможно же отгородиться от всей информации и не воспринимать увиденное или прочитанное, игнорировать все новости. Ведь так или иначе, информация – это дополнительные знания, располагая которыми, можно принимать правильные решения, ориентироваться в окружающем нас мире. А слухов и самой различной информации о недостатках в Церкви много. Думаю, не одной мне неоднократно приходилось слышать от своих знакомых, например, истории про выпивающих священников, позволяющих себе нецензурные высказывания. Список пороков, которые молва приписывает священнослужителям, довольно длинный и очень сильно контрастирует с образом идеального батюшки. Немало смущающего можно наслушаться о жизни монахов и монахинь в монастырях. Вроде бы понимаешь, что от ошибок в своей жизни никто не застрахован. Но закрадывается мысль: а как я могу теперь прийти исповедаться в Церковь, предполагая, что человек с крестом и в облачении, возможно, ведет не совсем соответствующий его сану образ жизни. А ведь ты ему доверяешь самое сокровенное… На основе разнообразных слухов можно много чего напридумывать и элементарно отшатнуться от Церкви. Согласитесь, все обилие «гуляющей» среди людей информации действительно может неподготовленного человека, что называется, сбить с толку. Но что делать в этой ситуации? Как можно определить, где правда, а где ложь?

ОБ ИНФОРМАЦИИ ИЗ СМИ

И если от слухов все-таки можно отмахнуться, то что делать с информацией в СМИ? Неприятно из Интернета узнавать о том, что есть священники, которых лишали духовного сана, запрещали в служении за нарушение норм этики и морали. Но ведь осадок остается. А что с ним делать, непонятно. Не у каждого человека в голове может уложиться двойственность и лицемерие отдельных представителей Церкви. В итоге с подозрением смотришь уже на всех священнослужителей. И это недоверие на самом деле очень сильно мешает искреннему доверительному отношению к Церкви. Но неужели единственный путь решения проблемы – это уделять СМИ меньше внимания? Вряд ли это возможно в современном мире. Но как тогда фильтровать полученную информацию, чему можно доверять, а что ни в коем случае нельзя принимать близко к сердцу? Есть ли какие-то критерии, какие-то принципы, основываясь на которых, можно отличить вранье о Церкви в Интернете от подлинной правдивой информации? То же касается различных материалов о святынях: якобы многие из них всего лишь мистификация. Можно и прочитать, и услышать, что миро на иконы наносят сами священники, чтобы больше людей верили в чудо и ходили в Церковь. Или говорят, что святые мощи сделаны из пластика и периодически обновляются сотрудниками храмов, поэтому не тлеют. А Благодатный огонь из Гроба Господня в Иерусалиме на самом деле зажигает священнослужитель. Череду всех сплетен и слухов можно продолжать бесконечно, но вряд ли в этом есть какой-то смысл. Хочется просто понять, каким должно быть отношение к подобного рода информации? Ведь все же, наверное, дыма без огня не бывает…

Виктория ФЕДОРОВА

«ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ОБСУЖДАЮТ ЖЕРТВЕННОСТЬ И ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ?!»

Когда я слышу вопросы, подобные тем, что задает в тексте журналист, то всегда вспоминаю рассказ преподобного аввы Дорофея о некоем человеке, стоящем на перекрестке. Мимо него прошли три путника, и каждый подумал свое. Первый посчитал, что это разбойник, ожидающий своего подельника. Второй подумал, что это блудник, ожидающий своего сообщника, чтобы пойти на грех. А третий – что это добрый христианин, который ждет своего брата, чтобы отправиться с ним на молитву. И преподобный авва Дорофей заключает, что все трое подумали о человеке, стоящем на перекрестке, исходя из того, чем жили они сами, из тех чувств и мыслей, которые наполняли их собственные души. Так и человек, верящий слухам о Церкви, исходит из личного опыта и часто видит дым там, где вовсе нет огня.

Если у человека возникают вопросы, перечисленные в статье, он должен, прежде всего, разобраться в себе – а что стоит за ними: праздное любопытство, стремление уколоть, позлорадствовать или искреннее желание разобраться? Когда слышишь подобные домыслы, всегда испытываешь сердечную боль. Ведь очень редко человек критикует ближнего, по-настоящему переживая за него. Чаще всего за таким пристальным вниманием к чужим порокам скрывается нежелание собственного исправления. Когда человек в жизни священнослужителей находит недостатки и пороки, которыми преисполнено его собственное сердце, он может с облегчением сказать: «Они не лучше, а даже хуже меня, потому что я живу как все, ничем не выделяюсь. А они берут на себя право меня учить». Это попытка оправдать собственные грехи, которые обличает проповедь христианства и само существование Церкви.

А порой человек, который свое мнение о Церкви строит на мифах и слухах, видит даже не пороки, а вполне обычное поведение священника, и оно его почему-то поражает. Однажды я зашел в магазин и, расплачиваясь за покупку, увидел изумление стоящего рядом мужчины. Он с удивлением спросил: «А вы что, и в магазины ходите? И хлеб покупаете?!»

Многим людям сложно представить, как можно выстаивать длинные богослужения, отказываться от мирских развлечений, поститься. К примеру, однажды в больнице врач, узнав, что монахи не едят мяса, спросила меня с изумлением: «И вы еще не умерли?» Непонятное, странное для мирских людей поведение пытаются объяснить лицемерием, двуличностью церковных людей. Это неправильно. Церковь в определенном смысле – закрытое общество: она не выставляет свои добродетели напоказ. А грех всегда заметнее добрых дел. Безусловно, и среди духовенства есть люди, которые чего-то не знают, в чем-то ошибаются, а порой и согрешают. Кто-то в этом кается и старается исправляться, кто-то, может быть, и нет. Но нельзя судить обо всей Церкви по ее отдельным представителям и, тем более, нельзя из-за них отказываться от веры в Бога.

Например, в больнице может работать далеко не благочестивый врач, но никому же не придет в голову из-за него вообще отказаться от медицинской помощи. Врач может быть взяточником, циником, и человек волен выбирать: идти на прием к нему или к другому специалисту. Но в критической ситуации больной побежит и к плохому врачу, лишь бы спастись. Также можно привести аналогию с человеком, у которого больна мать. Ведь никому же в голову не придет отшатнуться от нее из-за болезни, а тем более распускать про свою мать грязные слухи. Так и верующий человек должен прийти в Церковь, как к матери, – с любовью и желанием помочь.

Не лучше ли не верить слухам, не копаться в грязном белье, а сделать шаг навстречу Церкви, постараться понять, что в ней на самом деле происходит. В моей церковной жизни, на своем пути я встречал и встречаю среди духовенства и мирян гораздо больше добрых, порядочных людей. Когда я слышу обличения каких-то безымянных монахинь и монахов в нарушении целомудрия, обвинения священнослужителей в противоестественных грехах, то вспоминаю совсем другие примеры из жизни. Я вспоминаю монахинь, которые в страшной нищете, голоде и холоде восстанавливают монастыри, выполняя непосильную мужскую работу, которые воспитывают в приютах никому не нужных, брошенных детей. Вспоминаю монахов, которые на своих плечах тянут тяжелый груз забот о монастырях, выстаивают продолжительные богослужения, утешают приходящих к ним людей. Думаю о приходских батюшках, которые на нищенскую зарплату содержат пять, шесть детей, служат в руинах и утешают несчастных людей, для которых Церковь является единственной отрадой в жизни. Почему-то их подвиги, их жертвенность и любовь к людям не становятся предметом всенародного обсуждения, не интересуют журналистов светских СМИ. Почему человек с готовностью выслушивает нелепые сплетни о Церкви, но не восхищается подвигами святых, страданиями мучеников, бесстрашно отдавших жизнь за веру во Христа?

Встречаясь с различными слухами о Церкви, я всегда вспоминаю притчу, рассказанную старцем Паисием Святогорцем. Он говорил, что все люди бывают похожи на пчел и мух. Пчела даже на навозной куче найдет цветок, с которого будет собирать нектар. А муха даже на цветущем поле найдет кучу нечистот, в которой перепачкается.

Что касается слухов о мистификации святынь, они основаны на атеистической пропаганде большевиков, которые вели целенаправленную борьбу с Церковью в течение почти всего прошлого века. В частности, рассуждения о подделке мощей –это воспоминание о кампании по вскрытию и осквернению мощей русских святых, проводившейся в 1919 году. К сожалению, у огромного числа наших соотечественников эти советские штампы настолько глубоко засели в сознании, что никто просто не задумывается, насколько они не соответствуют истине. Человек изрекает эти затасканные клише и думает, что выражает собственное мнение. За этим стоит, на мой взгляд, душевная леность, нежелание по-настоящему разобраться, узнать что-то о тех же мощах, мироточивых иконах и Благодатном огне из более достоверных и объективных источников, чем пропагандистские листовки союза воинствующих безбожников.

Если возникают какие-то вопросы о жизни Церкви, не нужно искать ответы на них в пересудах сплетников или на страницах желтой прессы. Нужно прийти в храм, пообщаться со священником, поучаствовать в богослужении, попоститься, начать жить целомудренной, благочестивой жизнью, и тогда многое станет понятно. И в церковных людях человек увидит не циников и негодяев, а братьев и сестер, может быть, и не лишенных слабостей, но старающихся исправить свою жизнь.

Автор: Игумен Пахомий (БРУСКОВ), настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова (ныне Епископ Покровский и Николаевский)

Взгляд-православие