Мы предлагаем вниманию наших читателей ответы Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, на вопросы посетителей информационно-аналитического портала Саратовской епархии «Православие и современность».
– Преосвященнейший Владыка! Ответьте, пожалуйста, что такое, с Вашей точки зрения, духовное руководство? И стоит ли вообще в наше время искать духовника? Святые отцы советуют руководствоваться книгами, но и мне, и многим моим знакомым очень не хватает возможности посоветоваться и попросить молитв, когда плохо. У воцерковленных людей часто есть много знакомых священников, а на деле обратиться не к кому. Преосвященнейший Лонгин, Епископ Саратовский и Вольский.
– Духовная жизнь как ничто другое нуждается в научении. В церковнославянском языке есть слово, очень точно передающее смысл духовного наставничества: «другдругоприимательно». Иными словами это то, что можно назвать личной преемственностью, непосредственной передачей духовного опыта. Недаром святые апостолы в церковных песнопениях именуются «самовидцами Слова», то есть подчеркивается тот факт, что они своими глазами видели Господа. Наличие духовного наставника позволяет человеку перенимать от него не только слово о Боге, но и опыт живой жизни в Боге.
Вы правы, когда говорите о том, что в наше время не так просто найти такого человека. Поэтому все же необходимо помнить, что руководствоваться книгами действительно можно и нужно. Особенно поучительны такие книги, как «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, «Слова» афонского старца Паисия, письма святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). При этом совсем не обязательно читать много книг разных авторов. Даже одной книги аввы Дорофея, если попытаться руководствоваться написанным в ней, хватит очень надолго.
При этом есть одно важное правило: не доверяйте себе, не изобретайте своего «богословия». На этом погибло множество людей: прочитав пару книг, они решили, что уже все знают.
Обязательно живите христианской, церковной жизнью, поймите и полюбите богослужение, регулярно исповедуйтесь и причащайтесь. В своих молитвах к Богу просите у Него, помимо всего прочего, чтобы Он послал Вам человека, могущего принести Вам духовную пользу.
Я думаю, что Господь исполнит Ваше прошение, так как Ваши слова о том, что «на деле обращаться не к кому», не вполне справедливы. Совсем незачем искать «прозорливцев» и «старцев», Вам нужен добрый искренний пастырь, а такие, слава Богу, есть.
– Ваше Преосвященство, подскажите, что делать православному христианину, если в его присутствии ругают и осуждают Церковь, духовенство, Таинства? Не считается ли он соучастником этого страшного и тяжкого греха, если промолчит?
– Православный христианин должен чувствовать в этот момент то же, что чувствует любой нормальный человек, если в его присутствии ругают его мать… Что делать? В зависимости от ситуации можно поступить различно, но ни в коем случае не молчать, делая вид, что тебя это не касается. Если нет возможности остановить «собеседников», то надо прервать общение с этими людьми и уйти. Если человек ведет себя трусливо, то становится соучастником греха. Относиться к хулителям Церкви и святыни надо как к людям заблуждающимся, ни в коем случае не давать места гневу, который, по слову Священного Писания, «правды Божия не соделовает» (Иак. 1, 20). Необходимо также прилагать все усилия для того, чтобы объяснить людям их заблуждения и рассеять предубеждения против веры и Церкви.
– Меня постоянно мучают сомнения: все ли я исповедовал на исповеди перед причастием. Проблема в том, что я по своей натуре торопыга, рассеян и ужасно забывчив. Если я действительно что-то забуду, насколько это может привести к тому, что Причастие будет в суд и осуждение?
– Такое часто бывает у людей, достаточно вдумчивых, которые очень тщательно относятся к своему внутреннему миру, ко всему, что их окружает, и стараются не упустить ни одного мельчайшего факта, подробности. Это не часто встречающаяся черта характера, на первый взгляд, в ней нет ничего плохого. Но если ей «дать волю» в себе, то в человеке могут произойти неприятные психологические изменения, или даже повреждение психики. Нельзя пытаться выстроить с Богом отношения «по механическому принципу»: вот, я сделал что-то, или все сказал, ничего не забыл ? и в ответ получил от Бога нечто соразмерное своим стараниям. А вот тут я что-то забыл, какую-то запятую не поставил, и все — не работает уже. Кнопку нажал, а результата нет… Это неправильно.
В таком отношении есть недоверие Богу. Человеку невозможно обезопасить себя от всех падений и мысленных прилогов. В древнем патерике есть хороший рассказ, который может помочь ответить на Ваш вопрос.
К некоему великому старцу пришел ученик и сказал: «Отче, я все время падаю в мыслях». Тот говорит: «Борись с ними». Он приходит опять и говорит: «Отче, я все время подвергаюсь нашествию помыслов. Что мне с ними делать?» Старец отвечает: «Пойди на дорогу, распростри полы своей одежды и поймай ветер». — «Отче, а как это можно сделать? Это невозможно». —«Вот так же невозможно и запретить помыслам приходить к тебе. Их дело — приходить, а наше дело — отвергать и не поступать так, как они внушают».
Так и здесь: нельзя думать, что человеку возможно полностью уследить за собой. Все то, что сейчас мучает совесть, что тяготит сердце, о чем сегодня болит душа,— об этом надо говорить на исповеди. Недаром мы во многих наших молитвах просим Бога: «Отпусти нам вольные и невольные грехи». Потому существует и такое Таинство, как Соборование, в котором человеку прощаются неисповеданные по забвению грехи. Поэтому не поддавайтесь страхам.