Об уставе и практике колокольного звона мы беседуем сегодня со звонарём Свято-Троицкого собора Натальей Трифоновой. Что заинтересовало научного сотрудника Саратовского областного музея краеведения в послушании звонаря?
– Наталья, расскажите, пожалуйста, как пришло к Вам решение стать звонарем?
– Мне всегда нравился колокольный звон. Даже когда не ходила в церковь, я всегда останавливалась у храмов и слушала, как звонят. Но, конечно, не могла и мечтать, что когда-то сама буду звонить.
Однажды знакомый привел меня в Троицкий собор. Мне очень хотелось что-то делать в храме, чем-то помочь. Отец Пахомий направил меня к звонарю. А через некоторое время благословил мне самой звонить.
– Как происходило Ваше обучение?
– Лучшая форма обучения колокольному звону – собственно звон. Не существует какой-то теоретической подготовки, оторванной от практики. Сначала я звонила в один колокол на рядовых службах. Затем в два ведущих во время трезвона. Потом на полиелее я стала звонить короткие трезвоны. Так постепенно и научилась.
– По какому принципу подбираются колокола на звонницу?
– Собрание колоколов на колокольне или звоннице составляет звон. Музыка русских колоколов не мелодическая, а ритмическая. Православная Церковь отвергала инструментальную музыку, отсюда своеобразие русских колокольных звонов, поставленных вне инструментальной музыки.
В православных церквах обычно бывает несколько колоколов разной величины, и у каждого из них своя роль и, соответственно, свое название: благовестники (большие колокола – басы), средние колокола – альты, зазвонные (их также называют трели). Самые малые ведут основную мелодию, но иногда составляют как бы подголосок.
Гармония и единство трезвона придают особую красоту и величие русским колокольным звонам.
– Очевидно, что звон во время богослужения подчиняется каким-то правилам. Не могли бы Вы о них немного рассказать?
– Действительно, существует Устав церковного звона, который предписывает частоту, количество ударов, характер звона, различные его виды. Так, благовест – мерные удары в один колокол – призывают верующих на службу. В будние дни он звучит пятнадцать минут перед службой, в воскресные и праздничные дни – десять минут и пять минут трезвон. Двенадцать ударов в благовест совершается на Литургии во время Евхаристического канона, а на утрене – во время пения «Честнейшую Херувим».
Трезвон – звон во все или несколько колоколов – совершается в начале службы после благовеста, на всенощном бдении на тропарях и на чтении Евангелия, в конце всенощного бдения и Литургии. Также трезвон совершается после Венчания.
Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым – совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка он знаменует собой истощение сил распинаемого на Кресте Спасителя. Три раза в году, в Неделю Крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и в день Происхождения Честных Древ, вынос Креста на середину храма также сопровождается особым торжественным перезвоном.
Перебор – погребальный звон. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении. При погребении мирян вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце каждого «круга» перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
– А как создается сама мелодия звона?
– Мелодия создается на слух. До революции были звонницы в России, на которых звонили по нотам. Для этого на литейном заводе специально заказывали, в какой тональности, в какой ноте отлить тот или иной колокол. При этом несколько колоколов составляли цельный музыкальный инструмент. После революции колокольный звон был официально запрещен, а колокольни разграблены и уничтожены. В наши дни во многих храмах звонницы подобраны случайно, колокола привезены из разных мест. Поэтому сейчас никто не звонит по нотам, только на слух.
– Правда ли, что на Пасху и на Светлой седмице любой желающий может сам позвонить в колокола?
– Да, это так. В Троицком соборе, например, любой желающий может подняться в эти дни на колокольню и позвонить, как сумеет. Конечно, это происходит не во время богослужения и в присутствии либо настоятеля, либо звонарей. К сожалению, в последние годы звонить ходят мало. Наверное, не знают об этом. А мне очень нравится эта добрая традиция. Порой совершенно незнакомые люди, отзвонив, начинают общаться, поздравляют друг друга с праздником. Их объединяет радостное пасхальное чувство.
Беседовала Марина Шмелева