Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с одним из алтарников нашего собора – Михаилом Олеговичем Орловым. Он является заместителем руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии, преподает религиоведение и философию в СГУ и в семинарии, работает над докторской диссертацией, принимает участие в организации юбилейных торжеств СГУ.
– Михаил Олегович, расскажите, пожалуйста, как складывался Ваш путь к Богу?
– Мой приход к Богу напрямую связан с литургической жизнью Церкви. Мне невероятно понравилось на богослужении. Ничего подобного я в жизни не видел. С 1994 г. начал постоянно ходить на богослужения в храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», затем в Троицкий собор. Стал читать книги по литургике, изучать различные богослужебные уставы. Мечтал поступить в семинарию, затем в Духовную Академию, но в семье не одобрили моего решения. И семинарию я закончил уже много лет спустя.
При Владыке Александре (Тимофееве) на протяжении нескольких лет исполнял послушание иподиакона, некоторое время был старшим иподиаконом.
Что касается внутренней жизни, большое влияние на меня оказал и оказывает протоиерей Димитрий Полохов. Он замечательный, очень искренний, обладающий глубокой верой человек. Когда у меня возникают какие-то вопросы, отец Димитрий помогает мне найти на них ответ.
– Чем Вам запомнился Владыка Александр?
– Мое впечатление о Владыке Александре складывалось прежде всего на основании участия в литургической жизни. Он был для меня образцом внимательного и глубоко сосредоточенного отношения к богослужению. Находясь рядом с Владыкой, мы реально ощущали, что для него участие в Литургии было возможностью встретиться с Живым Богом. Служил он так, будто это его последняя служба.
Для него не было мелочей в храме. Помню, как однажды священник, которого Владыка собирался наградить, совершил при нем литургическую ошибку. И Владыка отложил награждение на несколько недель, сказав: «Пусть сначала служить поучится». На меня это произвело сильное впечатление.
– Вы преподаете философию в семинарии и университете. В чем, на Ваш взгляд, разница между богословием и философией?
– Богословие – это система взглядов, которая проистекает из внутренней жизни души, ее устремления к Богу. Чтобы поделиться с ближним горением сердца, нужно рассказать, во что веришь. Так рождается богословие.
А философия – это инструмент познания. И когда она претендует на что-то большее, чем инструментализм, тогда появляются такие странные, сложные, иногда даже страшные системы, которые либо все запутывают, либо все разрушают. Как, например, вульгарный марксизм, который предлагает построить на земле идеальное общество. Да нет такого общества и быть не может! В лучшем случае что-то похожее можно встретить в монастыре.
– Есть ли существенное различие преподавания философии в светском и духовном учебном заведении?
– По содержанию курсы очень схожи. И там и там я преподаю историю античной философии. При этом в университете пытаюсь прежде всего дать представление о философском стиле мышления. В семинарии моя главная задача показать, как ошибки в мышлении, неправильные ориентиры в поисках истины приводят к заблуждению. Исторически так сложилось, что богословие частично заимствовало язык античной философии, поэтому семинаристы должны знать основные философские понятия и идеи.
– Как семинаристы относятся к философии, а студенты к религии?
– Заинтересованность семинаристов в столь сложной дисциплине как философия с каждым годом повышается. На факультете философии и психологии отношение к религии разное, бывает что и очень сложное. Всегда находятся такие люди, которых раздражает участие Церкви в жизни общества.
Важную роль в изменении стереотипов играет миссионерская деятельность. Например, мы проводили в университете круглый стол, посвященный юбилею принятия Декларации прав человека. На нем выступали один из правозащитников, яро ненавидящий Церковь, его оппонентом выступил протоиерей Димитрий Полохов. И отец Димитрий в своем выступлении блестяще показал, что сегодня правозащитники часто не знают ни что такое права человека, ни какими они должны быть, а о религии вообще имеют искаженное и весьма отдаленное представление. Его речь произвела сильное впечатление на студентов, которые изначально критически относились к ценностям религиозной культуры.
– Что Церковь может дать обществу в сфере образования?
– Человека, который слышит Слово Божие внутренне меняется сам и меняет отношение к ближним. Ведь слово способно изменить жизнь человека не только к худшему, как например, оскорбление или обида, но и к лучшему.
В последнее время часто задают вопрос: «Почему у нас в стране все так плохо?» Да потому что люди в большинстве своем не хотят, не любят и не умеют работать. А ценности православной культуры учат человека самоотверженно трудиться.
Допустим, такой простой пример, устанавливают в Троицком соборе медную крышу. Почему именно медную? Можно ведь попроще, подешевле. Да потому что прослужит эта медная крыша более трехсот лет. Люди, которые ее делают, думают не о личном интересе или корысти, а о будущем этого храма, о будущих прихожанах. Если бы такое отношение было во всех сферах человеческой жизни, мы с вами жили бы в совершенно другом мире.
Беседовала Марина Шмелева