Наш новый номер выходит в дни Рождественского поста, который начинается 28 ноября, сразу после дня празднования памяти ап. Филиппа (почему и получил название «Филиппов»), и заканчивается 6 января. Он подготавливает верующих к великому и светлому празднику Рождества Христова. На вопросы прихожан относительно Рождественского поста отвечает игумен Пахомий (ныне епископ Покровский и Николаевский Пахомий).
– Почему христиане, готовясь к такому радостному событию, как Рождество Христово, постятся, ограничивают себя не только в еде, но и в развлечениях?
– В православной традиции подготовка к церковным праздникам, как правило, связана с телесным и духовным трудом. Многодневные посты предваряют четыре великих праздника. Это Великий пост перед Пасхой, Успенский перед Успением Пресвятой Богородицы, Апостольский пост перед днем свв. апостолов Петра и Павла и Рождественский пост перед Рождеством Христовым.
Опыт жизни нам подсказывает, что почувствовать праздник может только тот человек, который вначале себя в чем-то ограничил, как-то подготовился к этому событию. Ведь и в обычной жизни человек, собираясь на праздник, стремится себя внутренне и внешне подготовить. Он гладит костюм, пишет речь или поздравительное слово, задумывается, как себя вести.. Тем более важна внутренняя подготовка к празднику в духовной жизни.
Пост – это не самоистязание. Это желание отказаться ради Христа от того, что нам не запрещено, принести некую жертву Богу. При этом нужно прекрасно понимать, что ограничение касается не только пищи, но и развлечений, отказа от греховных привычек. Мы пытаемся ограничить себя в развлечениях, так как в них невозможно собраться, настроиться на молитвенный лад.
Пост – это еще и время особого внимания к богослужению. Богослужебные тексты, песнопения образуют душу человека, открывают перед ним удивительно глубокие образы, которые позволяют задуматься о высоком, оторваться от суеты.
– На какие богослужения во время Рождественского поста следует обратить особое внимание?
– Кроме воскресных служб следует посещать храм в двунадесятые праздники и дни памяти чтимых святых. В Рождественский пост это, прежде всего, Введение во храм Пресвятой Богородицы, которое отмечается 4 декабря, а также дни памяти: ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Игнатия Богоносца, св. прав. Иоанна Кронштадтского, свт. Петра Московского, вмц. Анастасии Узорешительницы, и др. В некоторых храмах Рождественским постом совершается Соборование. При необходимости можно принять участие в этом Таинстве. Чем чаще удается бывать в храме, тем лучше. Частое посещение богослужения настраивает человека на молитву, на внимательное отношение к своей жизни.
Богослужение Рождественским постом не так отличается от повседневного, как, например, Великим постом. Исключение составляет предпразднство Рождества Христова, которое начинается со 2 января. В эти дни звучат особые стихиры, каноны. Перед человеком открывается таинство Воплощения в мире Христа Спасителя. Особое внимание стоит обратить на последние дни перед праздником. 6 января, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), служится Литургия Василия Великого.
После праздника наступает период попразднства, или Святки (народное название), которые для христианина должны быть также временем молитвы, а не поводом для разгульного веселья и объедения. Богослужение в эти дни также построено на воспоминании священного события Рождества.
– Многие христиане работают, заняты семейными делами. Поэтому могут посещать храм только в выходные и праздничные дни. Как следует им проводить пост, чтобы духовно подготовиться к празднику?
– Как можно больше читать духовную литературу, святоотеческие писания, регулярно совершать домашнее молитвенное правило. В нашем храме существует традиция многодневными постами совместно читать Псалтирь. На сегодняшний день в чтении принимают участие более 60 человек. Я считаю, что чтение Псалтири – хорошее подспорье в деле духовного возрастания христианина.
И все же, как бы человек ни был занят, за сорок дней можно найти время и придти в храм. Чтобы проникнуться духом праздника, нельзя не ходить на богослужение. На эти дни приходятся государственные праздники, новогодние каникулы. К примеру, в нашем соборе в новогоднюю ночь совершается ночное богослужение, которое позволяет прихожанам отметить праздник совместной молитвой, Причастием.
В дни поста стоит регулярно исповедоваться, чаще, чем в обычное время, причащаться. Но все это следует совершать с благословения духовника, чтобы не было самочинного подвига, от гордости и тщеславия. Задача поста человека возвысить, но возвышается только тот, кто по-настоящему смиряется.
– Как определить для себя, в какие дни поста можно вкушать рыбу, а в какие нет? Ведь в наши дни издается немало православных календарей, которые по-разному решают этот вопрос.
– По монастырскому уставу, в понедельник, среду, пятницу следует соблюдать строгий пост без масла, во вторник и четверг – пост с растительным маслом, в субботу и воскресение разрешается рыба. В дни полиелейных праздников в понедельник, среду, пятницу разрешается масло, а во вторник и четверг – рыба. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы рыба разрешается в любой день. Со 2 января начинаются дни строгого поста, 6 января, по традиции, не вкушают до завершения Литургии, которая в этот день заканчивается далеко за полудень.
Приходская практика в наши дни достаточно разнообразна. Христианин определяет для себя меру поста, советуясь с духовником, исходя из своего физического состояния. Если некого спросить, руководствуется общераспространенной практикой. Существуют послабления для детей, стариков, беременных, больных. Но и в этом случае стоит посоветоваться с духовником.
Пост для мирянина не может быть столь же строг, как для монашествующего. Ведь в монастыре весь распорядок дня, в том числе и трапеза, связан с богослужением. Но даже в монастырях на столах постоянно стоит растительное масло для тех, кто по болезни или немощи не может строго поститься. Ведь Церковь не ломает человека, а предоставляет ему право сделать свободный выбор.
Об этом следует помнить и мирянам. Нередки случаи, когда кто-то из семьи приходит к Богу и начинает понуждать своих домочадцев к посту. Это неправильно, ведь телесный пост обязательно должен быть добровольным и сочетаться с духовной жизнью.
Другой крайностью может стать равнодушие, попустительство себе. Когда человек живет в нецерковной семье и начинает попускать себе нарушения поста, оправдываясь любовью к ближним. Но это также неправильно. Если пришел человек к Богу, он должен быть верным Ему. Ведь на Страшном Суде никто не сможет оправдать свою леность тем, что так же поступали другие. Пост для христианина это не только личный подвиг, но еще и проповедь о своей вере.