Порой у человека, приходящего в храм, создается впечатление, что организация богослужения, благолепие и порядок в храме существуют как-то сами по себе, без особых усилий. Однако все это результат работы большого количества людей, труд которых почти незаметен со стороны. Об этом мы беседуем с пономарем и уставщиком нашего собора Алексеем Савиным ( ныне клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска).
– Алексей, Вы несете послушание старшего пономаря в нашем соборе. А в чем заключаются его обязанности?
– Слово «пономарь» происходит от греческого «параномарь» – приставник, в Типиконе его еще называют «параекклисиарх», или кандиловжигатель. Так с древности называли человека, который помогает священнику готовиться к богослужению, – приносить просфоры, вино, возжигать свечи в алтаре. Во время богослужения пономарь возжигает и подает кадило, готовит теплоту, а также следит за чистотой и порядком в алтаре и храме.
В больших храмах, где службы идут каждый день, как правило, служат несколько пономарей. Ведь одному приготавливать все необходимое и наводить при этом порядок в алтаре, да еще и участвовать в богослужении очень сложно. Поэтому появляется необходимость распределить обязанности. А старший пономарь координирует действия всех пономарей.
– Тяжело ли совмещать обязанности пономаря и молитву? Не мешает ли выполнение внешних обязанностей сердечному обращению к Богу во время богослужения?
– Конечно, непросто, особенно в начале. У пономаря могут возникнуть два искушения. Первое – так сосредоточиться на молитве, что из-за тебя встанет вся служба и молиться перестанет уже сам священник.
Второе – полностью сосредоточиться на безукоризненном выполнении внешних действий, совершенно забыв о молитве в алтаре – в Святая Святых христианского храма. Обе крайности нехороши. Нужно каждому постараться найти для себя золотую середину, царский путь сочетания молитвенного настроя и исправного выполнения своих обязанностей.
– Вам приходится координировать работу самых маленьких помощников. Как Вы относитесь к служению детей и подростков в алтаре?
– Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, дети как губки впитывают все хорошее и нехорошее. Поэтому нужно, чтобы их жизнь была наполнена светлыми впечатлениями, чтобы у них с ранних лет был опыт служения Богу. Ведь при благоприятном стечении обстоятельств они должны придти нам на смену.
Но с другой стороны – ребенок есть ребенок. Ему свойственно что-то не понимать, к чему-то относиться легко и поверхностно. И это легкое, поверхностное отношение к храму, к богослужению и, в результате, к Самому Богу тоже может сохраниться на всю жизнь.
Поэтому я считаю, что дети должны помогать в алтаре, но спрос с них должен быть особый. Конечно, им нужно делать послабление, но не в поведении. При этом, безусловно, нельзя что-то требовать с ребенка, если ты этого не выполняешь сам. Дети должны видеть, что все присутствующие в алтаре стремятся к идеалу в богослужении. Очень опасно, если дети, потеряв благоговение, будут вести себя в алтаре, как на улице. Тогда из алтаря выйдут безбожники. А ответим перед Богом за это мы – те, на которых лежала ответственность за их воспитание. Поэтому я веду себя достаточно строго с младшими алтарниками.
В наше время многие мальчики растут без отца. И хорошо, если, приходя в храм, они будут видеть пример достойного мужского поведения. Хотя, конечно, за два-три часа невозможно полностью возместить недостаток мужского воспитания. Ведь влиянию храма противостоит влияние всей современной псевдокультуры, которая затрагивает и церковных детей. Но раз Господь призвал нас на это служение и привел детей в храм, мы должны постараться что-то для них сделать.
– Вы исполняете обязанности уставщика. Что они из себя представляют?
– На уставщике лежит обязанность полностью подготовить предстоящую службу, а также следить за ее правильным отправлением. Его задача: подготовить богослужебные книги, отметить нужные песнопения. Уставщик должен заранее согласовать с настоятелем вариант службы, количество исполняемых тропарей, стихир. Также об этом он сообщает регентам, а во время богослужения стоит на клиросе и указывает певчим, что нужно петь, а чтецам — что читать.
В своей деятельности он руководствуется Уставом. По словам свт. Афанасия (Сахарова), наш Устав – Типикон (от слова «образ», «тип») — является тем идеалом, к которому мы должны стремиться, отправляя наше богослужение. Устав написан по образу тех богослужений, которые служились в прославленных обителях древности.
Большим подспорьем для уставщиков являются Богослужебные указания, в которых указан порядок богослужений на каждый день года. Составители в первую очередь ориентируются на указания Типикона, но при этом учитывают и сложившуюся литургическую практику, если она не противоречит духу и смыслу Устава.
– Как и когда Вы сами для себя открыли православное богослужение?
– Когда я только начал ходить в храм, многое мне было непонятно. Но я все равно ходил, надеясь, что со временем Господь откроет мне смысл происходящего. Некоторые молитвы, особенно те, которые пели все вместе, я понял и запомнил именно в храме. Кроме того, пытаясь понять смысл и логику богослужения, я читал книги, задавал вопросы священникам.
Затем отец Пахомий назначил меня уставщиком. К тому же я учусь на заочном отделении в семинарии, где нам преподают Церковный Устав, литургику. Но, несмотря на это, на практике послушание уставщика давалось мне непросто. Только освоишь, разберешь рядовое богослужение, уже надо служить полиелей, праздник или соборное служение, которые меняют привычный порядок. Я ощущал себя астрономом, которому поручили постигнуть логику движения одновременно нескольких небесных светил, каждое из которых движется по своей траектории, со своей скоростью, при этом вращаясь вокруг собственной оси.
– Как Вы уже отметили, Типикон – это некий образец, следовать которому в полной мере невозможно. Как удается найти равновесие между желанием следовать Уставу и реалиями современной приходской действительности?
– Конечно, в полной мере приблизиться к идеальному богослужению невозможно даже в монастыре, а тем более на приходе. Но это не значит, что в приходском богослужении не стоит ничего менять к лучшему. К примеру, в Саратове в период гонений действовало всего два храма. Поэтому приходилось по объективным причинам сокращать богослужение. Сегодня мы стремимся читать и петь внятно, без спешки. Но, конечно, само по себе увеличение службы не самоцель, необходимо стремиться к искренней, сердечной молитве.
В любом случае священноначалие определяет некий минимум. Нам не нужно мудрствовать лукаво, а следует проявлять послушание, которое обязательно принесет духовный плод.
Марина Шмелева