Возможно ваши родители, а может бабушки и дедушки, говорят иногда – хорошо бы хоть на минуту вернуться в детство! Это очень просто – посоветуйте им включить телевизор в понедельник в 19:20. И они увидят человека из своего счастливого детства.
Это – Дмитрий Сергеевич Худяков, который вот уже 48 лет ведёт краеведческую передачу «Не за тридевять земель»
Помню себя дошкольницей, сидящей перед экраном чёрно-белого телевизора: взрослый человек показывает какие-токамушки, ракушки, старинные монеты, подробно рассказывает где, когда и кем они найдены. Показывает детские рисунки, фотографии, карты. И меня завораживает не столько содержание передачи (тогда мне еще не вполне понятное) сколько интонация телеведущего и автора программы.
Заинтересованная, яркая, живая. Впервые вижу взрослого человека так похожего на ребенка. Мне это нравится. И еще мне нравится, как серьёзно он относится к своим корреспондентам – ребятам, чуть старше меня: так мол и так, наш постоянный корреспондент Миша Иванов, ученик второго класса, сообщает нам… И я живо представляю себе этого Мишу Иванова: вот он в очках , с рюкзаком, биноклем и, почему-то, с сачком для ловли бабочек, вместе со своим папой идет берегом реки… И я завидую Мише белой завистью, до сих пор завидую…
Откуда берутся удивительные люди, любящие весь мир – от звезды до простенькой речной ракушки? Конечно из детства – счастливого. Не беспечного и сытого, а другого, каким оно было у Дмитрия Сергеевича Худякова.
Он рос в хорошей, дружной, интеллигентной семье преподавателей-физиков. Родители много работали, а по праздникам, по словам Дмитрия Сергеевича, «маялись», отлученные от любимых занятий. Впрочем, были и свои традиции проведения свободного времени – за настольными развивающими играми, в путешествиях по родному краю.
– Папа был преподавателем педагогического института – прекрасным лектором. Он был разносторонне развитым человеком. От него у меня желание постоянно делиться с другими всем удивительным, что я узнаю. Помню, оказался впервые в горах, увидел альпийские луга – аж заныло внутри, как показать это великолепие людям? – вспоминает Дмитрий Сергеевич.
Отец, Сергей Дмитриевич, никогда не упускал возможности научить сына чему-то новому. Например, если они плыли на пароходе, то непременно спускались в машинное отделение. Прогулки с сыном по городу и окрестностям он также использовал, как повод поделиться своими знаниями о природе и истории саратовской земли, привить сыну любовь к ней.
Рис. Д.С.Худякова– Помню первое наше с отцом познавательное путешествие по окрестностям Саратова – к подножью Соколовой горы, в Затон, – продолжает свой рассказ Дмитрий Сергеевич. – Это было в апреле 1941 г. У меня до сих пор сохранился блокнот с планом и картой этого путешествия, рисунками найденных окаменелостей, этюдом с цветами. Названия этих весенних цветов я нашёл уже дома в энциклопедии. А на следующих страницах блокнота –план экспедиции с друзьями по Дачным остановкам трамвая. Уже не помню, осуществился ли он…
Мама, Серафима Ивановна, прожила недолгую жизнь, но успела очень многое – привила сыну любовь к чтению, рисованию, музыке – Дима 5 лет успешно обучался игре на фортепьяно. Хорошо помнит, как мама читала ему на ночь по одной главе какой-нибудь книги, например, академика Обручева «Плутония», а утром он старался побыстрее продолжить чтение уже самостоятельно.
А в 1941 году произошли события, которые, казалось, должны были отменить само это понятие – «счастливое детство». Сначала умерла мама – ласковая, заботливая, добрая, с которой Дима всегда был очень близок. А через месяц началась война. Но , видимо, запас душевных сил, любви и добра, полученных до этих трагических событий, был настолько огромен, что полноценное творческое детство продолжалось.
Несмотря ни на что.
– Мне было всего 13 лет, и я был предоставлен самому себе. Отец пропадал в институте, который в годы войны остался, практически, на его плечах. Но я был «загружен» – уроки, постоянные репетиции в школьном драмкружке, еще рисовал карты для кабинета географии.
После школы – улица, друзья, и какие друзья! Сын столяра Толя Королёв научил вырезать из дерева кораблики и другие замечательные вещи. Лёва Дьячков ,внук музыканта, давал на ночь одну из множества оперных партитур, оставшихся от деда, и я при свете коптилки разучивал основные оперные партии . А Роберт Степанов увлекался астрономией – он открыл мне красоту загадочного звёздного неба, научил находить несколько десятков созвездий. Я любил читать, не ленился искать недостающую информацию на библиотечных полках. Никогда мне не было скучно. За всё это я благодарен родителям и моим друзьям.
В летние каникулы Дмитрий работал в пионерском лагере на 9-ой Дачной, помогал своему дяде в качестве киномеханика и электромонтёра – хорошо лазил на «когтях» по электрическим столбам. Работал, что называется, «за еду».
Рассказать о всех талантах и достижениях Д.С.Худякова просто невозможно. Он и писатель, и кинодокументалист, и художник, и спортсмен (имел неплохие результаты в 10 видах спорта!). Но главным своим достижением считает способность удивляться и интересоваться даже тем, что находится на расстоянии вытянутой руки, способностью первым поздороваться и улыбнуться незнакомому человеку, радоваться жизни…
Разговаривали мы с Дмитрием Сергеевичем по телефону, я все время удивлялась молодости его голоса и манеры говорить – совершенно такой же, как много лет назад.
Он много шутил, с удовольствием говорил о своих, уже давно выросших корреспондентах – школьниках (кто-то из них уже водит школу своих внуков).
И еще цитирует стихи любимых поэтов, в том числе известной саратовской журналистки и замечательной поэтессы Марины Бирюковой, кстати, тоже воспитанницы Худякова
По моей просьбе Марина с радостью делится своими воспоминаниями:
– Первое письмо в программу «Не за тридевять земель» я написала, учась во втором классе. Когда мое имя прозвучало в прямом эфире – это была, конечно, фантастика. Все село знало, что про меня « говорили по телевизору». Одноклассники завидовали…
Дмитрий Сергеевич открыл для меня окружающую природу – скудную, казалось бы, природу сухой соленой степи с мелкими прудами. Лягушки с их закатными концертами были для меня теперь уже не просто лягушками – я узнала, что среди них есть озерные лягушки (самые большие и действительно зеленые), остромордые лягушки (темная полоса вдоль спинки), прудовые лягушки и жерлянки с яркими красно-фиолетовыми брюшками. Крохотная серая птаха, певшая ранним утром в кроне клена, была уже не просто птахой, а садовой славкой или ястребиной пеночкой. Подаренный Дмитрием Сергеевичем при долгожданной личной встрече справочник «Птицы СССР» стал настольной книгой на долгие годы –годы детства и отрочества. Я часами бродила вокруг села, лазала по оврагам, заросшим камышом, и спешила сообщить любимой передаче о том, что видела. А видела я не так мало. То птиц каменок, гнездящихся в брошенной норе суслика, то смешную птицу-чомгу, которая не может ходить по земле – только плавать. То удивительные грибы на стволе сухого дерева. То фантастически раскрашенного паука – а вы не знали, что в нашем бурьяне обитают пауки ярких тропических раскрасок?..
Убогая местность превращалась в страну чудес. Я училась видеть, слышать, запоминать, узнавать. Я преодолевала подростковую лень: мне было ради чего ее преодолевать.С юными корреспондентами
Когда я поступила на биофак СГУ, Дмитрий Сергеевич поздравил меня в прямом эфире. Я не стала биологом в конечном итоге, но это не так важно. Важно другое: умение любить этот мир и удивляться ему.
Когда я узнала, что Дмитрий Сергеевич очень любит поэзию, что он поразительно тонко и точно ее чувствует – это не удивило меня. Чувствовать природу и чувствовать слово – это ведь очень близко.
Остаться на всю жизнь ребёнком – самая большая мудрость, по-моему.
Дмитрию Сергеевичу это удалось. В этом году ему исполнился 81 год.
Елена Гааазе