Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С праздником поздравляем всех вас – с праздником Рождества Пречистой, Преблагословенной Славной Богородицы и Приснодевы Марии. С праздником, которым Церковь призывает нас к духовному рождению.
Особенно стараясь в эти дни быть ближе к Богу, к святости, к совершенству, мы стремимся быть в храме, готовимся быть участниками и таинства Евхаристии, таинства Тела и Крови Христа Спасителя.
Каждый раз, исполняя положенное правило, мы читаем и псалмы святого пророка Давида, предка Пречистой Девы, положенные в начале этого правила, и в частности слова:
«О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея» (Пс. 115: 7).
Святой псалмопевец под действием Духа Святого воспевает свое рабство, свою верность и преданность Богу, но с благодарностью воспевает и ту, от которой получил священный дар жизни, которая воспитала его в законе Господнем, – матерь свою благочестивую, тоже рабу Господню. Так свята, велика и беспрекословно почитаема была благодать материнства, материнского воспитания.
Но бывает и так, что этот дар материнства по гордости, по невежеству или эгоизму отвергается как обременительный, неудобный для счастливой и беззаботной жизни, как ненужный груз при блужданиях по путям земных утех и плотских наслаждений.
Тогда дружбой с миром, его любовью, мнением, его новинками и увлечениями дорожат даже до вражды на Бога, до дерзкого отказа от Него, до хулы на Него. И по вавилонской лестнице гордости восходят до бесстыдства и богохульства, и сама эта хула объявляется правом личности – правом неприкосновенным и священным. Но борьба за эти права не может душе человеческой дать покоя и святого мира – потому что она есть борьба с Богом. И тогда еще живые по виду люди могут быть заживо умершими. И смерть первая – смерть физического тела – приводит и к смерти второй – невозможности вечной жизни с Богом. Истину говорил святой старец Нектарий Оптинский: «Человеку жизнь дана, чтобы она ему служила – не он ей… [А только] служа жизни… человек и не знает, зачем живет».
И от каждого зависит, как распорядиться этим даром, как провести жизнь и чего достичь в ее конце. Ибо каждому еще только предстоит великий труд – труд духовного рождения, к которому зовет нас сегодняшнее торжество, в память Матери Божией совершаемое.
Потому что свята Ее жизнь, из которой четыре события особо чтит Церковь.
Вот от святых родителей Иоакима и Анны, долгие десятилетия бывших бесплодными, получает Богоотроковица бытие.
Бесплодность святых Ее родителей – это, по объяснению святых отцов, прообраз духовной неполноты ветхозаветных времен, времени томления и ожидания пришествия в мир Мессии.
Но долгие годы бесплодства святых Иоакима и Анны – это прообраз и нашего многолетнего тяжелого духовного бесплодства, духовной опустошенности, духовной смерти. Годами и десятилетиями может человек не иметь ни покаяния, ни выстраданного осознания на своем горьком опыте простых слов апостола Павла: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15). Ни родные, ни жены и мужья, ни дети или родители, соседи, начальники, подчиненные, ни весь мир, но я – сам я – грешник, не достойный Бога.
Без уверенности в этом душе христианской невозможно возвращение к Первообразу, невозможно воскресение духовное.
Дух единения с Господом сохраняла Дева Святая от дня введения во храм – и нам надо беречь единство с Господом от первых дней крещения нашего.
«Се раба Господня», – таковы были Ее слова в знаменательный миг получения благой вести о воле Божией. С такой ли готовностью слушаем мы волю Божию, проявляющуюся в обстоятельствах нашей жизни?
Всегда ли мы готовы повторить и устами, и сердцем: «Да будет мне по глаголу Твоему, Господи. Да будет воля святая Твоя» (см.: Лк. 1: 38).
Аз раб Твой, Господи. Аз раба Твоя, Господи.
Принимая волю святую Божию с таким же смирением и готовностью, привлекаем к себе милость Творца и предлагаем себе в Ходатаицу и Свидетельницу своего упования уже не свою земную матерь, но Пречистую Богоматерь – Владычицу Госпожу Богородицу, как Рабу Господню (см.: Лк. 1: 38) (Иоанн Златоуст, Афанасий Великий).
И Ее славное успение – это исполнение слов апостола Павла: «никто из нас да не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14: 7–8).
Располагая событие этого праздника рядом с началом нового года церковного, нового года жизни под покровом благодати Божией, Святая Церковь сообщает ему особое значение: постоянное обновление жизни души в новом рождении через покаяние и участие во всем церковном строе жизни. Так и поется: «Обновлены из тления к жизни непрекращающейся» (стихира на «Господи, воззвах», творение Стефана Святоградца).
И в этих трудах покаяния первая Помощница наша и Молитвенница – Матерь Божия, Которой мы все родные – от того времени, когда Сын Ее с креста обратился – сначала к Ней Самой: «Жено! се, сын Твой», а потом и к апостолу Иоанну: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 26– 27).
Сама «Владычица один дух с Господом, Сыном и Богом Своим, – писал в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Так и святые Божии человеки один дух с Господом, так и все благочестно живущие на земле. Великая тайна и великая честь земнородным!» (Иоанн Кронштадтский, праведный. Дневник. 2 августа 1864 г.).
На праздники принято делать подарки. И мы Матери Божией тоже можем делать подарки. Любовь и усердие человеческие украшают изображения Божией Матери на иконах расписными одеждами и дорогими ризами, которых Она не имела в жизни, но которые символизируют красоту Ее духовную, символизируют великие богатства Ее души.
Конечно, благочестиво украшать Ее иконы цветами, но еще лучше, достойнее, праведнее украшать свою душу цветами неувядаемых добродетелей, исполнением заповедей Сына Ее. Не найти подарка, который может быть дороже и приятнее Матери Божией.
Лучший дар наш для Нее – принести Ей наши смиренные и покаянные молитвы о духовном несовершенстве своем. «Молебную службу мою приими», – так обращаемся мы к Матери Божией в молитвах утренних. Не только просим принять, но молим: «Богу Благоутробному принеси». От нас зависит, будут ли пусты руки Царицы Небесной, простертые в молитве к Христу Спасителю.
И даже если и малы наши «молебные службы», слабы наше усердие и решимость охранять свое сердце от нечистоты, гордости, самодовольства, но, с верою, смирением и любовью принесенные к Матери Божией, Ею Самой, как Кадильницей с раскаленными углями, будут они вознесены от Ее пречистых рук к престолу Царя Славы.
Так через Нее, Ее молитвами и милостью Божией получаем мы обожение и избавление от смерти. Воззовем же, верные христиане: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подающий нам через Тебя великую милость спасения и рождения к жизни вечной!» (Стихиры на литии. Богородичен. Творение патриарха Сергия).
Аминь.
Иеромонах Никон (Париманчук)
21 сентября 2013 г.
http://www.pravoslavie.ru/64271.html