О святых Киприане и Иустине и чародеях нашего времени

2\15 октября Православная Церковь чтит память священномученика Киприана и мученицы Иустины. Житие этих святых напоминает нам, что наш земной путь – путь жестокой борьбы с диаволом. О современных магах, оккультизме и их влиянии рассуждает клирик Свято-Троицкого собора священник Антоний Давиденко.
«Избранный от диавольскаго служения на служение истинному Богу и к лику святых сопричтенный, священномучениче Киприане, моли Христа Бога избавитися нам от сетей лукаваго…»

Кому молиться при нападении нечистой силы и для защиты от нее? Перед какой иконой поставить свечку от сглаза? Что делать, если навели порчу? Нередко священнику приходится слышать подобные вопросы. Конечно, в христианстве нет строгих правил, относительно того, кому молиться в том или ином случае, или сколько свечей и на какой подсвечник поставить. Главное, чтобы молитва была искренней, от всего сердца и имела под собой твердую веру молящегося. Однако существует некая церковная традиция, согласно которой христиане молятся определенным святым, так сказать, по случаю. Например, вмч. Пантелеимону часто молятся об исцелении телесных недугов, студенты и школьники обращаются с молитвой к прп. Сергию Радонежскому, прося помощи в учебе, и т.д. Такая традиция связана прежде всего с особенностями подвига или событиями из жития того святого, к которому обращаются в той или иной ситуации. Одним из таких святых, у которого просят защиты от нечистой силы и от всего, что с ней связано, будь то магия или чародейство, является сщмч. Киприан, а вместе с ним и мц. Иустина.

Обратимся к житиям святых, составленным свт. Димитрием Ростовским «В царствование Декия жил в Антиохии некий философ и знаменитый волхвователь, по имени Киприан, родом из Карфагена. Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости» – так начинается житие священномученика Киприана. Далее перечисляется, чему именно он был научен: «…изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей, и вообще научился пагубной мудрости и исполненной зла диавольской деятельности». Из этих строк со всей ясностью становится очевидно, что ничего доброго не может сделать человек, обращающийся за помощью к сатане. Плоды такой помощи – страх, гибель и разрушение. Однако будущий великий святой был не просто «рядовым» чародеем, но, как повествует житие, получил от самого князя бесовского наименование «новый Замврий», т.к. походил на того древнего египетского жреца своими неистовством и нечестием.

Сила князя мира сего не представляет для Бога и верного Ему человека угрозы. Всемогущему и Всемилостивому Господу было угодно вразумить заблуждшего Киприана и наставить его на путь истины и добра. Всю слабость и несостоятельность бесовской силы Киприан осознал, когда по просьбе некоего юноши Аглаида он попытался, говоря современным языком, приворожить уже принявшую на тот момент христианство Иустину. Как только ни пытался чародействовать Киприан, но ничего не мог добиться, потому что «святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола». В конечном итоге Киприан, осознав суетность и слабость бесовской силы, обратился к Живому Богу и принял Святое Крещение.
Житие святых Киприана и Иустины особо примечательно на сегодняшний день тем, что и в наше время встречаются разного рода колдуны, маги и чародеи. В большинстве своем – это шарлатаны и обманщики. Однако вполне возможно, исходя из того же жития святых, что есть среди них такие, кто на самом деле верит и обращается за помощью к князю мира сего. Как бы там ни было, любое волхвование, номинальное или реальное, является бесовским обольщением и заблуждением. Поэтому глубоко верующий христианин никогда не обратится за помощью к гадалке или экстрасенсу. К сожалению, не все современные христиане это понимают. Порой некоторые совершенно спокойно идут в церковь причащаться или набрать святой воды по совету «бабушки», чтобы потом вернуться к ней для участия в магическом обряде. Это категорически недопустимо, и, к счастью, в настоящее время духовенство следит за тем, чтобы не допускать таких людей к Святой Чаше. В подобные ситуации попадают люди невоцерковленные. После беседы, как правило, многие из них понимают, что так делать нельзя.

Что же делать, если навели сглаз или порчу? В категорию уязвимых духовно людей, то есть тех, кто подвергается подобным воздействиям, попадают те же мало воцерковленные или не воцерковленные люди. В знаменитой христианской антологии «Сокровищница духовной мудрости» описывается весьма назидательный в данном отношении случай. Как-то раз к преподобному Макарию Египетскому привели женщину, которая подверглась чародейству «так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью… благословив воду и облив женщину с головой, (святой) помолился над ней, и тотчас все смотревшие на нее увидели ее как женщину. Человек Христов дал ей следующее наставление: “Никогда не прекращай посещать церковь; никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастье случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Таинам Спасителя нашего”».

Почему же люди обращаются к колдунам и гадалкам? Скорее всего просто потому, что не знают ничего о жизни духовной, то есть не достаточно воцерковлены или не воцерковлены вообще. Те же, кто хоть немного знает, тоже иногда идут на сеанс к экстрасенсу. Святитель Григорий Нисский говорит о двух типах людей, которые обращаются к чародеям. Одни сознательно отказываются от веры христианской и не хотят поклоняться Богу. Таковых, предписывает святитель, «надобно будет подвергнуть осуждению как отступников. Если же довела их до этого какая-нибудь невыносимая нужда, обольстив их какою-либо ложною надеждою, то и таким должно быть оказано снисхождение, подобно тем, которые во время исповедания не могли устоять против мучений».

К сожалению, интерес к волшебству и магии у некоторых до сих пор сохраняется. Более того, возникает некий синкретизм (соединение) веры христианской (или того, что человек себе о ней представляет) и оккультизма. С одной стороны, как уже отмечалось выше, это связано с незнанием духовных реалий. С другой, причину следует искать в современном секулярном общественном сознании. Люди поглощены идеями самосовершенствования, материального благополучия и успеха. Искусственно создается система ценностей, направленная на «себя любимого»: ценно то, что мне полезно и выгодно. Пропагандируется релятивность (относительность) христианских ценностей, направленных на благо ближних. На этом фоне формируется ложное религиозное сознание, устроенное по принципу: «ты – мне, я – тебе». Самое опасное, что с таким покалеченным религиозным сознанием человек приходит в храм. Для него по сути нет разницы, куда пойти – к гадалке или в церковь, а может, и туда и сюда, на всякий случай. Его не интересует духовная жизнь и ее законы. Ему не важно Божественное Откровение. Ему надо получить свое. Поэтому Церковь становится для такого человека инструментом для достижения своих целей. Такой тип отношений с Богом носит название «магизм». Такой человек даже не задумывается, что он делает себе же хуже, хотя ему кажется, что раз он пришел в церковь, значит, поступил хорошо. С виду благочестивое действие может оказаться хуже бездействия.

Безусловно, любое занятие магией в корне противоречит христианству. Если верующий человек вспомнил, что когда-то занимался чем-либо подобным в юности или обращался к колдунам и целителям, то немедленно ему необходимо в этом покаяться. Если человек хотя бы раз обращался за помощью к темной силе, это не пройдет для него бесследно. Лукавый будет преследовать и запугивать человека, стараясь заставить его вновь обратиться к себе. В этом случае надо с твердой верой, непреложной надеждой и искренней любовью обратиться к Богу и приступать регулярно к Святым Таинствам, а также просить ходатайства и заступничества у Его святых угодников – сщмч. Киприана и мц. Иустины.

Священник Антоний Давиденко, 4 сентября 2017 года

 

На вопросы отвечает св. Паисий Святогорец (1924 – 1994)

Диавол никогда не может сделать добра

– Геронда, а может ли колдун исцелить больного?

– Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» – посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол – это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым.

В каком случае колдовство имеет силу

– Геронда, в каком случае колдовство имеет силу?

– Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча – даже если ее подгребают под него лопатой – не причиняет ему вреда… Когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить.

Каким образом может быть разрушено колдовство

– Геронда, если колдовство подействовало на человека, возымело над ним силу, то как от него освободиться?

– Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежде всего должна быть найдена причина, по которой колдовство подействовало на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и поисповедоваться. Сколько же людей, измученных наведенной на них порчей, приходят ко мне в каливу и просят: «Помолись за меня, чтобы я освободился от этой муки!» Они просят моей помощи, но при этом не вглядываются в себя, не пытаются понять, с чего началось происходящее с ними зло, – для того чтобы устранить эту причину.