В субботу первой седмицы Великого поста Православная Церковь чтит память святого великомученика Феодора Тирона, который не только пострадал за Христа, но и после своей смерти сохранил христиан от осквернения и нарушения поста.
Память святого совершается два раза в год: в день его мученической кончины 17 февраля (2 марта по новому стилю) и в субботу первой седмицы Великого поста, в воспоминание его помощи христианам Константинополя.
Великомученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине. «Тирон» переводится с латыни как новобранец. Он действительно был римским легионером и служил воином в г. Амасии в Малой Азии под началом некоего Вринка. Узнав, что он христианин, святого стали принуждать принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, в течение которых святой Феодор усиленно молился.
Затем мученика обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там святому Феодору явился Господь Иисус Христос, который утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю святой Феодор еще раз безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор Тирон без трепета взошел на костер и с молитвой предал свою душу Богу.
Это произошло около 306 года. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград и положены в храме, освященном в его честь. Глава мученика находится в Италии в городе Гаэте.
Чудесная помощь
Святой равноапостольный император Константин прекратил гонения на христиан и объявил христианство государственной религией империи. Христиане впервые смогли открыто исповедовать свою веру, не боясь преследований. Но через некоторое время империей стал управлять император Юлиан, который вошел в историю с именем «Отступник». Он отошел от Православия, открыто симпатизировал язычниками. Языческие нравы стали возвращаться.
Понимая, что открытое гонение на христиан не даст ожидаемых плодов, император Юлиан избрал более коварный и изощренный путь. Преследование стало скрытым. Христиан отлучали от образования, богатых и знатных христиан лишали должностей и имущества, лукаво объясняя, что с евангельской нищетой это несовместимо.
В первую седмицу Великого поста, издеваясь над христианами, он решил тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы верующие либо по неведению осквернили себя идоложертвенным, либо были вынуждены голодать.
Тогда Константинопольскому епископу Евдоксию во сне явился великомученик Феодор Тирон. Он предупредил епископа об опасности и повелел не покупать продукты на рынках, питаться вареной пшеницей – коливом. В каждом доме имелась пшеница, ее варили, ели и смогли некоторое время не покупать продукты на рынках.
Благодаря этому чудесному предупреждению, исходившему от святого Феодора Тирона, христиане смогли соблюсти Великий пост во всей его полноте, не осквернившись от идоложертвенного.
В память об этом событии в субботу первой недели Великого Поста чтят святого великомученика Феодора Тирона. В древности на Руси эту седмицу иногда называли Федоровой неделей. Поскольку вечернее Богослужение субботы совершается накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон великомученику Феодору Тирону и совершается особый чин освящения колива, которое раздают верующим. Обычно это вареные пшеница или рис с медом и изюмом.
Смысл подвига поста
Событие, происшедшее в Константинополе в четвертом веке, явно показывает нам, насколько важно для христиан соблюдение поста. Чтобы спасти людей от его нарушения и осквернения, Господь посылает святого угодника. Для наших дней это событие не потеряло своей актуальности. Сегодня многие люди, которые называют себя верующими православными христианами, не понимают смысла поста, не хотят его соблюдать. Они говорят: «Бог у меня в душе!» – и аргументируют свой отказ от поста словами Священного Писания: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст…» (Мф. 15.11).
Слова: «Бог у меня в душе», сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига. Это пустые слова, они показывают глубокое непонимание смысла христианства. Чтобы быть христианином, человек должен постоянно бороться с грехами и страстями, что немыслимо без поста и молитвы.
Пост это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане ждут его. Святые отцы называли дни поста «весной для души», когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и отдается покаянию и молитве, борьбе со страстями. Надеемся, что по молитвам святого великомученика Феодора мы сохраним себя от идолов страстей и так же сможем достойно провести пост, как и константинопольские христиане.
Елена Елисеева