В Свято-Троицком соборе Саратова создана социальная служба, идет набор волонтеров – такая информация была размещена в епархиальных СМИ (в телепрограмме, на сайте). Но, конечно, первыми узнали об этом сами прихожане собора: настоятель храма игумен Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский) сообщил об этом добром начинании во время традиционной воскресной проповеди, когда в храме присутствует большинство постоянных прихожан.
«И вокруг нас, и на нашем приходе есть люди пожилые, больные, которым нужна элементарная помощь по дому, есть многодетные семьи, есть просто очень бедные люди. Если не мы, то кто же будет о них помнить? И я с большой радостью хочу сказать о том, что в нашем соборе есть достаточно много прихожан, которых этот вопрос беспокоит, которым боль ближнего далеко не безразлична. Ко мне обращаются люди, которым нужна какая-то помощь, но еще больше тех, кто спрашивает: а могу ли я чем-то помочь?» Именно поэтому, как сказал отец Пахомий, и было решено создать общество милосердия при храме.
Всем, кто заинтересовался и решил принять участие в его работе, было предложено заполнить «анкету добровольного помощника»: подумать, какую помощь и кому человек может оказать (престарелым и инвалидам, детям-сиротам в интернатах и доме ребенка, бездомным), насколько регулярно он готов участвовать в делах милосердия.
Социальное служение Церкви: история
История служения милосердия начинается в первые же годы существования христианства. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32), – повествует книга Деяний Апостольских. Поскольку в растущей христианской общине было много вдовиц и людей немощных, требовавших попечения, стала очевидной и необходимость в особом служении. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу (Деян. 6, 3) – это решение двенадцати апостолов Христовых можно считать основанием диаконии (в пер. с греческого – служение).
В 4–9 вв. в Восточных Церквах существовал чин диаконисс – женщин, которые не только помогали при совершении Таинства Крещения, но и заботились о нуждающихся и немощных. Свт. Иоанн Златоуст в одном из своих писем пишет своей сподвижнице диакониссе Олимпиаде, тоже прославленной ныне в лике святых: «С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напаяла жаждущего, одевала нагого; гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному»…
Множество святых христианской Церкви, по делам своим, получили наименование «Милостивый»: свтт. Иоанн Александрийский, Вонифатий Ферентийский, Мартин Турский, прав. Филарет и многие, многие другие. Одним из наиболее известных, как сказали бы сегодня, «социальных проектов», память о котором сохраняется спустя века, была Василиада свт. Василия Великого: святитель строил близ Kecaрии странноприимные дома, госпитали и училища, которые разрослись со временем в целое большое поселение, которое и было названо Василиадой.
В православной России социальные учреждения в виде приютов, богаделен, народных школ в течение многих столетий существовали только при храмах и монастырях. В 19 в. при каждой церкви в городах действовали церковно-приходские попечительства о бедных. В Саратове были крупные приюты и богадельни при Преображенском мужском и Крестовоздвиженском женском монастырях. Как и по всей России, создавались многочисленные «общества вспомоществования недостаточным», благотворительные столовые и сестричества.
В России в новейший период возрождение социальной деятельности Церкви началось одновременно с возрождением Православия. Святейший Патриарх Кирилл в своих выступлениях постоянно убеждает духовенство и мирян не только призывать к исполнению слов Евангелия, но и делом подавать пример благотворения, быть совершителями служения милосердия и приходской помощи всем обездоленным и страждущим.
В необходимости приходского социального служения уверен и Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Сегодня мы должны понимать – не бывает церковной жизни без деятельного проявления христианского милосердия, не бывает христианства без любви. И хотя мы не ставим перед собой задачу превратить Церковь в филиал собеса, полностью взять на себя все те функции, которые ″недовыполняет″ государство в социальной сфере, – служение милосердия в той или иной форме должно быть организовано на каждом приходе».
Социальная работа – естественна для прихода
По сути своей служение милосердия – это деятельность, естественная для прихода. В Троицком соборе Саратова она осуществляется силами прихожан и благотворителей уже в течение нескольких лет. «Никто из тех, кто нуждается и обращается к нам за помощью, не уходит из храма, не получив ее»,– говорит отец Пахомий. «Троицкий листок» уже много раз писал о том, что приход опекает два саратовских интерната: дети занимаются в воскресной школе храма, подкрепившись перед уроками в трапезной храма, участвуют во всех приходских праздниках, получают подарки. Но мало кто знает, что уже в течение четырех лет нуждающиеся получают от храма и такую помощь: обедают в столовой по специальным талонам в столовой, арендованной на средства благотворителей, или получают продуктовые наборы – 30–40 человек еженедельно. «Мы никогда не спрашиваем, верующие или неверующие эти люди – те, кто просит о помощи. Надо помочь – помогаем. И мы никогда этого не афишировали. Сегодня задача – может быть, в какой-то степени систематизировать социальную деятельность прихода, сделать ее более известной – чтобы легче было обратиться за помощью к нам тем, кто в ней нуждается, и легче было сориентироваться, к чему и как можно приложить усилия тем, кто испытывает сердечное желание помочь: собственными силами или материальными средствами».
Ответственной за социальное служение в Троицком соборе назначена Нина Алексеевна Наумова, которая является его постоянной прихожанкой с 2003 г.
Анкета добровольных помощников, которую мы предлагаем заполнить всем желающим, – это адаптированная для наших условий анкета, разработанная комиссией по социальной деятельности Москвы, у нее уже очень большой опыт работы. Мы раздали более 100 анкет, на сегодняшний день ″вернулось″ около 40. Наверное, процент не очень большой, но тем не менее люди откликнулись,– рассказывает Нина Алексеевна. – С вопросом ″чем я могу помочь″ к нам обращаются не только наши прихожане, но и те, кто увидел объявление в интернете, в телепередаче
Возраст тех, кто заполнил анкеты, – от 12 до 64 лет. Люди достаточно молодого возраста, работающие, конечно, готовы помогать в основном по выходным. Большинство желает взять на себя труд помощи престарелым, инвалидам и брошенным детям. На вопрос анкеты, почему вы решили стать добровольцем, как правило, отвечают просто: «Хочу помогать людям». «У верующего человека есть потребность отдавать себя. Иногда заболеешь – выпьешь таблеточку – и вперед, зов сердца чувствуется»,– говорит Нина Алексеевна, в свою очередь отвечая на мой вопрос, почему она сама считает необходимым помогать храму.
Первые дела и первые проблемы
«Для начала мы решили составить список наших прихожан, пожилых людей, которым нужна помощь, но столкнулись вот с чем: далеко не все из них готовы принять ее. Прихожане старшего поколения, старой закалки – это люди, которые считают важным для себя, своим достоинством – самому себя обслужить, обиходить»,– рассказывает отец Пахомий.– «Тем не менее мы составляем сейчас такую ″базу данных″, чтобы никто из пожилых людей не ″пропадал из виду″».
«Услышав наше объявление о создании общества милосердия, люди приезжают даже из области, но в основном для них важна чисто материальная сторона, они хотят получить деньги. К сожалению, всем такую помощь мы оказать не можем, только при очень острой нужде. Приходится и проверять то, что говорит человек, и, к сожалению, бывают случаи, когда просящий обманывает. Вообще, видимо, просят материальную помощь люди, которые привыкли так жить, а по-настоящему нуждающиеся все носят в себе, терпят, страдают молча, – делится первым опытом ответственная за социальную деятельность прихода. – Тем не менее уже есть люди, которым помощь оказывается. Такая ситуация: мама ложится в больницу, двое детей остаются без присмотра – 16-ти и 9-ти лет. Надо навещать и их, и маму. Поможем и когда больная вернется из больницы ослабленная. Помогали нуждающейся многодетной семье – 8 детей. Собрали солидный продуктовый паек силами прихожан – приносили кто что мог. Семья была очень довольна. ″Прибился″ к нам дедушка из Энгельса, лет под 80, совершенно одинок. Посещали его в больнице, передавали продукты. Или вот женщина, ждет второго ребенка, а муж, к сожалению, их оставил. Обязательно будем помогать силами прихода».
Настоящий приход – это семья, и в ней никто не должен чувствовать себя одиноким, забытым, брошенным. «Мы хотим начать с малого – дать возможность прихожанам совершать дела милосердия хотя бы внутри нашего прихода. Все мы знаем, как иногда тяжело бывает одному читать молитвенное правило, а молиться вместе – намного проще. Так и с делами милосердия, – говорит отец Пахомий.– Безусловно, Церковь не может превратиться только в социальную службу, потому что ее предназначение другое – в Церкви мы должны искать Бога, но и без дел милосердия мы, христиане, не можем обойтись».
Наталья Горенок