Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский (1896–1966) – прозорливец и молитвенник, пастырь Хри-стов и блаженный чудотворец, один из апостолов нового времени, со-хранивших Русскую Церковь в рассеянии. Память его Церковь совер-шает 19 ин./ 2 ил.
Мы видим часто стремление сродников умершего, как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложение тела. Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам…
Но что бы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.
Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, то есть поминовение на Литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую полу-чают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.
Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – всё равно, что сделать то ему самому.
Преподобная Афанасия (память 12/25 апр.) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней, однако сестры монастыря по небрежности исполняли то лишь девять дней. Тогда святая явилась им с двумя Ангелами и сказала: «зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».
Особенно в наши, тяжелые для всех, дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь… Если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно… Ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит, и духовно бывает близка им.
Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в наших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим… Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь… когда каждое слово молитвы для усопшего – как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на Литургии.
Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать всё, что можем, помня, что «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).
Из сборника «Да обновится Русская земля».
Печатается в сокращении