«Подвизайтесь за веру, однажды преданную святым» (см.: Иуд. 1, 3).
19 янв./1 февр. Православная Церковь празднует память свт. Марка, митрополита Ефесского, явившего в XV веке замечательный пример бесстрашного и бескомпромиссного стояния за Святое Православие и чистоту его догматов.
Из жития
Будущий святитель родился ок. 1391 г. в Константинополе в семье благородной и благочестивой, в крещении был назван Мануилом. Отец его был диаконом и сакелларием в храме Св. Софии. В Константинополе св. Марк получил блестящее церковное и светское образование. Уже в молодые годы выдвинулся на поприще преподавательской деятельности и носил титул руководителя риторов, в его обязанности входило толкование Священного Писания в Патриаршей церкви. Среди учеников его были будущие выдающиеся церковные и государственные деятели.
В возрасте 26-ти лет был пострижен в монашество с именем Марк; позже возведен в сан священника; в 1437 г. – хиротонисан на Ефесскую кафедру. В том же году в составе большой делегации, возглавляемой императором и патриархом, отправился в Италию на собор, оставшийся в истории под названием Ферраро-Флорентийского. Известный тем, что на нем была подписана печально знаменитая Флорентийская уния – как одна из попыток воссоединения православного Востока и католического Запада. Инициатором созыва собора стал византийский император Иоанн VIII, движимый политическими соображениями, – Византия из-за постоянно растущих внешних угроз нуждалась в поддержке Рима.
Православные греки, теснимые мусульманами-турками, искренне надеялись на восстановление единства с Римским Патриархатом, но не ценой богословских уступок, а на основе Священного Предания Церкви. Однако вышло всё по-другому. Вот как комментирует последующие драматические события архимандрит Амвросий (Погодин): «Увы, всё сбылось совершенно иначе… Патриарх вообще не вернулся в Константинополь, а умер во Флоренции. Православие было предано и продано, и греки со скорбью и стыдом вернулись на родину…»
Промыслом Божиим в центр борьбы за святую веру был поставлен св. Марк Ефесский. Далее – о том, как всё это происходило.
На Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439)
Помимо самой многочисленной греческой делегации (состоявшей из 700 человек, в числе которых было более 30 митрополитов), в соборе участвовали представители и других Православных Восточных Церквей.
Обе стороны – Восток и Запад – хотели единства, однако понимали его по-разному: Восток – как единство веры; Запад – как безоговорочное подчинение папе всего христианского мира. Как скажет позже церковный историк: «Это своеобразная жажда единства, только очень далеко ушедшая от того единства, которое вдохновляло раннюю Церковь».
Предстояло рассмотреть ряд вопросов, в их числе – об исхождении Святого Духа («филиокве») и о власти папы. Обстановка на соборе была непростой. Уже на первых дискуссиях стало ясно, что отказываться от своих нововведений в вере латиняне (т. е. католики) не собираются. «Латиняне откровенно показали… что их цель не истина и что они не пытаются ее найти», – писал св. Марк Ефесский. Позиция греческой делегации осложнялась тем, что император прибыл на собор с намерением добиться унии любой ценой. Как достаточно разбирающийся в богословии, он понимал, что по ряду фундаментальных вопросов единства достичь вообще невозможно, и потому просто запретил своей делегации их обсуждать. Было непонятно, как можно прийти к единству, не затрагивая того, что привело к разделению. Возникли и финансовые сложности – раздраженная несговорчивостью греков, римская сторона прекратила выдавать им субсидии на содержание. Чтобы иметь пропитание, византийцы продавали одежду и личные вещи. Не было денег и на возвращение домой. Усугубляло ситуацию отсутствие единства внутри самой делегации.
В такой обстановке мужество и силу духа являл св. Марк, опровергая все доводы латинян, свидетельствуя об их отступлениях и обличая в ереси. Разгневанный бескомпромиссностью святителя, император приказал взять его под стражу и не допускать более к дискуссиям. И завершилось всё тем, что по соображениям политической выгоды, под давлением угроз, лести и подкупа греческие отцы признали и главенство папы, и все отступления латинян от истинной веры. Формально уния состоялась. Под актом унии не поставил подпись только Марк Ефесский, – он покинул торжественное собрание, произнеся свою знаменитую фразу: «Не подписываю, что бы мне потом ни было». По преданию, папа Евгений, не увидев на соборном определении подписи св. Марка, воскликнул: «Значит, ничего не достигнуто!» И в этом оказался прав – уния, не имея в себе задатков духовного единения, будучи делом более политическим, чем церковным, неминуемо должна была расторгнуться, что впоследствии и произошло.
О том, что было далее
А далее было то, чего и следовало ожидать: православный народ унию не принял.
В России. Митрополит Московский Исидор (ревностный сторонник унии, удостоенный за это Римом звания кардинала) по прибытии в Москву отслужил торжественную Литургию в Успенском соборе Кремля, за которой провозгласил унию. После чего был арестован великим князем Василием II, назвавшим его «хищным волком, а не пастырем», и заключен под стражу. Созванный Собор епископов Русской Церкви анафематствовал и собрание во Флоренции, и состоявшееся на нем «соединение» Церквей.
В Греции. Известие об унии в Константинополе было встречено с негодованием и протестами. Многие возвращавшиеся с собора епископы, сходя на берег в Константинополе, тут же отвергали унию и дезавуировали свои подписи, ссылаясь на давление императора, под которым они их поставили. Император, видя сопротивление народа и духовенства, унию публично не провозглашал, но стал назначать проуниатских патриархов, однако и это успеху унии не способствовало. Вождем всех православных в Византии стал св. Марк, неустрашимо отстаивавший Православие – устно и письменно. До последних дней жизни он оставался на передовой борьбы с богопротивной унией. Кончина святителя последовала 23 июня ок. 1444 г., похороны его стали поистине всенародным шествием.
В течение нескольких лет уния была официально отвергнута в Византии и во всех Восточных Патриархатах как несоответствующая православному вероучению и постановлениям Вселенских Соборов. Все решения Флорентийского собора были признаны недействительными. Православие восторжествовало.
Многие и один – коллизия, не раз повторявшаяся в истории Церкви. На Флорентийском соборе унию приняли представители всех Восточных Патриархатов, но подлинным выразителем голоса Православной Церкви – ее веры, опыта, Предания, оказались не они, а не принявший унию св. Марк. Утверждавший, что ничего среднего между истиной и ложью быть не может.
P.S. Византийская империя, ради которой иные были готовы пожертвовать Православием, перестала существовать через 14 лет после собора, так и не получив обещанных выгод.
***
Уроки унии и борьбы св. Марка Ефесского помогают понять, что ничто, даже самое благое, не может быть куплено компромиссами в вере.
Подготовила Людмила Кузнецова