Когда при нашем соборе был создан музей, меня глубоко тронула искренняя реакция одной молодой прихожанки нашего храма: она сказала, что гордится, тем что у нашего собора теперь есть свой музей! Действительно, музей при приходском храме – большая редкость. Наш собор по праву «заслужил» свой музей. 15 сентября 2014 г. ему исполнится два года.
Традиция собрания при храмах церковных реликвий уходит в глубокую древность. Наиболее ценные из церковных древностей вывозились князьями из присоединенных к Московскому княжеству территорий, в качестве подношений поступали от приезжих духовных лиц с православного Востока, оседая в храмах Московского кремля, Патриаршей ризнице, Образной палате при царском дворце.
В 19 в. при епархиях появились древлехранилища, куда свозились наиболее древние иконы, утварь, облачения. После революции собрания древностей, принадлежавшие Церкви или коллекционерам, были реквизированы и перешли в собственность государства. В том, чтобы сохранить в музеях величайшие духовные и художественные сокровища русского народа, были заинтересованы не только ученые и деятели культуры, но и просвещенные представители Церкви. Их сотрудничество продолжалось в первые послереволюционные годы – до тех пор, пока общественная деятельность Церкви усилиями безбожного государства не была фактически приостановлена. В наше время РПЦ планирует обзавестись целой системой церковных музеев-древлехранилищ, доступных для обозрения. Во многих епархиях уже существуют музеи; как правило, они организованы при монастырях, духовных учебных заведениях, но музеев при храмах не так уж много. Для того чтобы храм был «достоин» иметь свой музей, он должен иметь свою самобытную историю, либо сразу создаваться как храм-музей, храм-памятник.
При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, издавна существовала практика экспонировать предметы, связанные с этим событием. Например, в селе Пурех под Балахной в Спасо-Преображенской церкви, построенной в вотчине князя Пожарского в память освобождения Москвы от поляков, хранилось знамя, с которым ополченцы Пожарского и Минина одержали победу, и семейные реликвии князей Пожарских. В Казанском соборе Санкт-Петербурга находились знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. В храме-памятнике «Спас на водах» в Санкт-Петербурге, возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904–1905 гг., в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На стенах были высечены названия погибших кораблей, даты их гибели, число павших и их имена. Рядом помещались уцелевшие иконы с затонувших судов. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. После гибели фрегата «Паллада» в 1914–1915 гг. в храме была помещена мраморная доска в его память. В храме-памятнике, возведенном у Бутовского полигона, в нижнем храме устроен реликварий с богослужебными вещами, принадлежавшими убитым здесь священномученикам. Стены украшают их иконы. В притворе размещены фотографии раскопов погребальных рвов, а в витрины помещены вещи расстрелянных, найденные при раскопках. Здесь же находится вход в зал, где паломникам демонстрируется фильм, посвященный подвигу бутовских новомучеников. Известно, что замечательный музей расположен при московском храме Христа Спасителя. Сам храм был воздвигнут как памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., в его стенах изначально было запланировано отразить основные события этой войны. По замыслу авторов проекта, здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии. Основу современной экспозиции музея составляют материалы, повествующие об истории создания храма, о его роли и значении в жизни России. Здесь же проходят выставки церковного искусства. Список подобных храмов-музеев можно продолжить.
Музей при храме в наше время можно рассматривать как важную миссионерскую площадку. Многие из тех, кто не живет церковной жизнью, с готовностью и любопытством идут в музей при храме и именно в нем получают первые знания о церковной истории, духовных святынях, исповедниках православной веры. В государственных музеях произведения церковного искусства трактуются с точки зрения исторической, культурной и эстетической их значимости, основная же составляющая – духовная, сакральная – при этом опускается. В храмовом же музее разговор об экспонатах ведется с позиций христианского мировоззрения и знания.
Фонды церковного музея комплектуются наиболее ценными предме-тами церковного обихода, многие из которых ввиду их древности и ветхо-сти уже не используются в богослужении. Благодаря музею эти предметы сохраняются и становятся доступны посетителям. В случае если музейная экспозиция строится по типу «открытого хранения», в ней участвуют и те церковные памятники, которые используются в богослужениях, но крайне редко, либо ограничены пространством алтаря и недоступны для обозрения верующих.
Храмовый музей дает возможность изучения живой, объективной церковной истории. Не секрет, что долгие годы в нашем государстве эта история замалчивалась и искажалась; разделы краеведческих музеев, знакомивших посетителей с религиозной тематикой, имели приставку «анти» (антирелигиозные отделы). Поэтому очень важна сейчас научно-исследовательская работа, проводимая на базе церковных музеев.
Благодаря созданию музея при храме, появляется возможность более строгого учета церковных реликвий, их профессионального выявления, хранения и реставрации. Однако здесь возникает другая проблема: пока в Церкви не хватает профессионалов музейного дела, реставраторов. Кафедра реставрации Православного Свято-Тихоновского университета создана в 1993 г. В 2001 г. создан церковно-археологический музей ПСТГУ, первоначально в учебно-методических целях и в связи с пожертвованиями из нескольких храмов и от частных лиц. Цель совместного проекта кафедры реставрации и музея ПСТГУ – способствовать сохранению и изучению памятников церковного искусства в храмах и монастырях. Конечно, выпускников этой кафедры явно недостаточно, поэтому актуальной остается проблема привлечения специалистов государственных музеев к сотрудничеству с церковными музеями.
Музей при нашем соборе, открывшийся в сентябре 2012 г., был заду-ман как решение целого ряда проблем, связанных с сохранением и изучением церковных ценностей, как средоточие памяти о тех, кто был причастен жизни собора на протяжении веков.
Коллекция нашего музея постоянно пополняется новыми экспонатами. В 2013 г. музею были пожертвованы различные паломнические реликвии: резные деревянные кресты, памятники меднолитой пластики, резные по перламутру иконы. Среди предметов, вывезенных паломниками из путешествий по святым местам, выделяется необычный сувенир – фильмоскоп рубежа 19 – 20 вв. с прилагаемыми видами пейзажей и святынь Иерусалима.
В результате реставрационных работ в верхнем храме собора музей пополнился памятниками, отражающими историю сложения его архитектурного облика, – в экспозицию поступили детали внешнего декора храма, относящиеся к первым годам его бытования и ныне скрытые внутри стены пристроенной позже трапезной, а также фрагменты чугунного пола. Совсем недавно, при вскрытии пола в верхнем храме собора, была найдена деревянная полихромная скульптура, предположительно, 18 в. По всей видимости, такие скульптуры святых (в нашем случае, вероятнее всего – евангелистов) украшали храм до того, как они перестали использоваться в интерьерах православных церквей.
В музее продолжается работа по установлению родственных связей священников, служивших в соборе в 19 – 20 вв. В 2013 г. музей посетил праправнук расстрелянного в 1919 г. настоятеля Троицкого собора Виктор Борисович Наумов, проживающий в Санкт-Петербурге. Виктор Борисович был искренне признателен сотрудникам музея за возможность познакомиться с собранными материалами о его прадеде – протоиерее Геннадии Махровском. Мы благодарим Виктора Борисовича за спонсорскую помощь в реализации некоторых музейных проектов.
Выражаем также искреннюю благодарность другу нашего музея, предпринимателю Павлу Шестерневу за помощь в приобретении нового оборудования для экспозиции.
В музее регулярно проводятся экскурсии для школьников, студентов различных ВУЗов нашего города, гостей Саратова. Несмотря на небольшие размеры экспозиции, материалы, представленные в ней, позволяют проводить тематические экскурсии по различным периодам истории собора, рассказать о традиционных направлениях церковного искусства.
Сотрудники музея работают над формированием видеотеки и галереи художественных произведений, в которых отражен образ Старого собора. Просим информировать нас о видеоматериалах, касающихся жизни Саратовской епархии и клира Троицкого собора в советские годы (возможно, у кого-то сохранилась любительская видеосъемка); просим откликнуться тех, у кого в собрании имеются художественные изображения нашего храма (живопись, графика) 18–20 столетий, а также – открытки, документы и фотографии, имеющие отношение к Троицкому собору. Приглашаем к сотрудничеству тех, кому небезразлична история нашего храма, и благодарим всех, пожертвовавших ценные документы и различные предметы в коллекцию музея.
Ирина Воронихина