Прикоснувшись к массивной решетке окна Свято-Троицкого собора, почувствуешь, кажется, пульс истории, пробивающийся из далекого XVII века к твоей ладони, современник… Этот старейший в епархии собор стоит здесь, на берегу Волги, как огромный непоколебимый камень веры. Он — великолепен! Но помимо внешней красоты, которая видна каждому саратовцу и гостю города, Троицкий собор имеет богатейшее собрание памятников иконописи.
В соборе находится главная святыня Саратова — образ Спаса Нерукотворного. Он пребывает здесь с момента основания города и издавна считается хранителем всей Саратовской земли. В 2007 году образ отреставрировали. К этой скрупулезной, тончайшей работе были привлечены лучшие специалисты из Москвы. Среди них — реставратор высшей категории ГосНИИР Елена Кристи, ведущий реставратор музея Андрея Рублева Борис Еремин, известный художник-реставратор Борис Криницын. В результате исследований было установлено, что икона первоначально представляла собой воинскую хоругвь, по преданию, принесенную из Москвы стрельцами, которые несли службу во вновь заложенном городе. До наших дней икона дошла уже со следами более поздних реставрационных доработок. Так, поля иконы покрыты левкасом (специальным веществом наподобие грунта, составляющим основу, на которую наносится красочный слой) в XIX веке, убрус (плат, на котором отпечатался лик Христов) написан в XVIII веке, а самым древним изображением на иконе является сам лик Спасителя. На всех, кто видит саратовскую икону Спаса Нерукотворного, святыня производит сильнейшее впечатление. Борис Криницын назвал ее «величественным образом пронзительной силы».
До реставрации икона была очень темной, и даже появилось интересное предание о том, что только чистые сердцем могут рассмотреть образ.
— В этом предании есть своя правда и очень глубокий смысл: Бог невидим, но Он — всегда видит всего человека, — считает нынешний Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, который был настоятелем Троицкого собора с 2003 по 2011 год. — Поэтому, подходя к иконе, прося чего-то у Бога, нужно прежде всего всмотреться в свое сердце, которое видит Господь. Нет ли там вражды, зависти, неправды, других страстей, которые отделяют нас от Него?
«Спас Нерукотворный» находится в нижнем Успенском храме собора, справа у алтаря.
* * *
Слева от алтаря в большом окладе располагается икона Божией Матери
«Казанская» XVII века. Это один из ранних списков с чудотворного образа, обретенного в 1579 году в Казани. Икона создана в традициях древней иконописи. Она написана в очень сдержанном золотистом колорите и отличается простотой форм. Первоначальный образ скрывали несколько слоев поздней записи. Но в 2005 году саратовцы вновь увидели его благодаря реставраторам. Несколько раз святыню проносили по улицам города участники крестного хода, который традиционно проходит в Саратове в день празднования иконы Божией Матери «Казанская». Казанский образ Свято-Троицкого собора является памятником искусства.
* * *
В соборе находится такой редкий образ, как «Богоматерь Ахтырская», где Пречистая Дева изображена перед Распятием. По преданию, икона Божией Матери «Ахтырская» была обретена благочестивым священником и перенесена в храм города Ахтырка в 1739 году. Образ был особенно любим на юге России, в Харьковской епархии. Список с Ахтырской иконы Троицкого собора интересен тем, что изображение скорбящей перед Распятием Богородицы дополнено композицией из тщательно прописанных Орудий Страстей Господних.
* * *
Еще одна ценность собора — «Богоматерь Августовская». Этот образ появился после чуда: явления Божией Матери русским войскам в 1914 году на Северо-западном фронте перед победным сражением в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи. О чуде стало известно по всему фронту, и было решено написать икону для воодушевления войск. В 1915–1916 годах появляются первые иконописные изображения этого события, которых до настоящего времени сохранилось не так много. Поэтому каждая Августовская икона Богоматери имеет большую историческую ценность. Одна из них — в Троицком соборе. Извод отличается особой реалистичностью и предельно точно передает обстоятельства происшедшего — вечерний лес, военный привал, молящихся солдат и сияющую фигуру Богоматери с Младенцем.
* * *
В нижнем храме можно также увидеть очень редкое изображение «Софии Премудрости Слова Божия». В Православной Церкви так именуется Сам Господь Иисус Христос. Иконы Софии Премудрости Божией по преимуществу символические. Есть несколько изводов этой иконы. Образ, находящийся в Троицком соборе Саратова, написан по типу новгородской иконы. Премудрость Божия изображена в виде огненного Ангела, восседающего на Престоле. По сторонам стоят Божия Матерь, послужившая воплощению Премудрости, и пророк Иоанн Предтеча, который указывает на Господа (Премудрость Божию), как бы говоря: «Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи всего мира». И соответственно смысл этой иконы — показать явление в этом мире Предвечной Божией Премудрости, то есть Второго Лица Святой Троицы. Однако в саратовской иконе есть одна очень интересная иконографическая особенность: в верхней части изображен Христос уже после Своего воплощения. То есть здесь присутствует одновременно изображение Премудрости и как замысла о воплощении Сына Божия, и как уже свершившегося события этого воплощения.
* * *
Признанная многими специалистами одним из самых значительных образов верхнего Троицкого храма собора — большая икона «Троица Ветхозаветная», украшенная массивным окладом. На ней изображены восседающие за жертвенной трапезой Ангелы, прислуживающие Авраам, Сарра и слуга, закалывающий тельца. Композиционный строй иконы, нарядность цветового строя, обилие позолоченных бытовых предметов, детально прописанные на заднем плане архитектурные постройки, лещадки (то есть элементы пейзажа в виде уступов гор) и листва деревьев — черты, характерные для произведений владимирских иконописных сел XVIII века. Сохранились сведения, что в 1781 году для верхнего храма крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, мастером Авраамом Степановичем Добрыниным был изготовлен новый иконостас и написаны два больших образа Троицы и Успения Богоматери. Возможно, что сохранившийся образ «Троица Ветхозаветная» принадлежит кисти холуйского иконописца.
* * *
Здесь же, в верхнем храме, можно увидеть довольно редко встречающуюся в российских православных храмах икону Богоматери «Виленско-Остробрамская». Много загадок и предположений связано с происхождением этого чудотворного образа XVI века, который находится на городских воротах Вильнюса. Особенности этого извода — одинокая фигура Богоматери со склоненной головой и скрещенными на груди руками — напоминают о католических образах Девы Марии и подтверждают версию о его западноевропейском происхождении.
* * *
В августе 2012 года открылся первый в Саратовской епархии церковный музей — музей, посвященный истории Троицкого собора. Он занимает две комнаты. В комнате-ризнице экспонируются церковная утварь, литье, книги, представляющие художественную и историческую ценность, и, конечно, иконы. Примечательно то, что некоторые предметы продолжают участвовать в богослужениях. Одним из таких экспонатов является икона Божией Матери «Иверская» первой половины XIX века, написанная в традициях афонской живописи. Интересна она тем, что центральный образ Богоматери с Младенцем окружен изображениями Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов в круглых розетках. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте приведены обстоятельства явленного ею чуда. Из надписи мы узнаем, что в 1849 году икона находилась на судне некоего купца Пономарева. После крушения судна люди остались невредимы — их выбросило на остров. Однако никакие съестные припасы не уцелели, и спасшимся от потопления грозила голодная смерть. Но произошло чудо: у берега в воде обнаружилась бочка с хлебом, а рядом с бочкой — стоящая на воде Иверская икона.
* * *
Золотокрасная икона Богоматери «Казанская», хранящаяся в музее, написана мастерами Ветки — знаменитейшего центра старообрядчества конца XVII–XIX веков. Памятник отражает все особенности ветковского письма: излюбленный золотой фон, сияющий бакан (красную полупрозрачную краску особого оттенка), мягкие объемы изображения ликов с тонкой подрумянкой. Высокое качество письма и характерные признаки стиля дают возможность датировать икону концом XVIII — первой половиной XIX века.
* * *
В собрании музея находятся две двухсторонние иконы второй половины XIX века, написанные палехскими мастерами: «Спас Нерукотворный» с образом святителя Николая Можайского и «Богоматерь Знамение» с полнофигурным изображением Архангела Михаила в военном облачении древнерусского князя на обороте. Предположительно обе они были выполнены для одного заказчика. «Спас Нерукотворный» с образом святителя Николая Можайского на обратной стороне завораживает своей внушительностью и глубиной. Лик Спасителя создан с помощью многочисленных тончайших плавей, которыми славились искусные палехские иконописцы (это техника жидкого письма с использованием тонкого слоя краски, накладываемого на все элементы композиции). Образы святителя Николая, Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила поражают изяществом рисунка и отделки, хотя два последних серьезно пострадали от утраты первоначального фона. Скорее всего, эти иконы создавались для выноса во время торжественных процессий.
* * *
В музее собора есть и так называемые народные иконы, которые, как выражаются специалисты, имели большое хождение в Саратове и окрестных городах. Эти иконы писались мастерами из народа, лишенными академической выучки. Для народной иконы характерны условность форм, упрощенная технология изготовления и ограниченное число красок. Иконописцы отбрасывали все сложное как в технике письма, так и в иконографии, но это вовсе не мешало их иконам быть очень выразительными и эмоциональными. Один из экспонатов музея — образ Иоанна Предтечи, созданный местными поволжскими мастерами предположительно в XIX веке. Он писан «по олову» (то есть по тонкому слою олова, покрытого олифой), что создает эффект позолоты.
* * *
Это только лишь небольшая часть иконописного наследия, которое бережно хранит Свято-Троицкий собор. Наследие неоценимо, потому что икона позволяет нам заглянуть за грань земного и увидеть красоту духовного мира. И по-настоящему прикоснуться к этой красоте можно не столько зрительно, сколько сердечно — в молитвенном предстоянии. Ведь, как говорят сами иконописцы, настоящая икона та, глядя на которую невольно хочется перекреститься.
При подготовке использовались публикации газеты Свято-Троицкого собора «Троицкий листок» № 6 (49) за 2012 год.
Журнал «Православие и современность» №25 (41)
Подготовила Инна Стромилова