«Золотое правило»

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

Обида, ненависть, вражда… Скольких зол удалось бы избежать, если бы отношения между людьми строились по законам, данным Богом. Об этом мы беседуем с клириком нашего собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).

Как исполнить заповедь

– Отец Паисий, евангельское наставление, ставшее эпиграфом на-шей статьи, Церковь называет «золотым правилом». Почему?
– По словам отцов, это правило указывает кратчайший путь к добродетели, а через нее и ко спасению. Господь дает заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему (см.: Мф. 22, 37–40). Каждый христианин не задумываясь скажет, что он любит Бога. Но каждый ли может без колебаний сказать, что он любит и Его образ, т.е. человека, со всеми его слабостями, грехами, недостатками? Как же тогда исполнить эту заповедь? И Господь объясняет нам: во всех случаях, когда мы что-то делаем другому, надо спросить себя – хотим ли мы, чтобы так же поступили и с нами. Хотим ли от окружающих видеть добро или зло? Хотим любви или ненависти? Хотим ли, чтобы нам лгали, грубили, нас предавали? Если нет – почему мы так поступаем с другими? Мудрость народная: «Как аукнется, так и откликнется», исполнится на обидчике; при этом зло, причиненное им кому-то, вернется к нему многократно умноженным, т. к. обидимый обратится за помощью и поддержкой к родным, знакомым. Если бы мы все наши действия прилагали к себе, скольких бы не случилось недоразумений, ссор, обид… Коротко об этом сказано в Деяниях св. Апостолов: Не делайте другим того, чего себе не хотите (Деян. 15, 29). Прекрасно сказал апостол Павел: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24). Это правило любви, и оно поистине «золотое». Пред-ставьте, как изменилась бы наша жизнь, если бы правило это стало основой всех отношений между людьми.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)

– «Не судите…» Ясно, что это не относится к определенным категориям лиц, которые по своим профессиональным и иным обязанностям должны суд осуществлять (работники органов юстиции, преподаватели, родители, начальствующие и пр.). Но ведь и всем без исключения, чтобы «делать хорошо и не делать плохо», приходится давать оценку деятельности не только своей, но и других людей…
– Добавим еще слова из Евангелия от Луки: Не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). Однако слова Священного Писания о суде и осуждении следует понимать правильно. Для того чтобы вести христианскую жизнь в мире, лежащем во зле (см.: 1 Ин. 5, 19), необходимо уметь давать оценку всему, что в нем происходит. Господь запрещает суждение и осуждение не в принципе, не абсолютно. Суждение о чем-то и даже последующее осуждение того или иного явления, факта, поступка разрешаются и зачастую необходимы. Так, апостолы, отцы Церкви судили и осуждали действия, противные вере и благочестию, и принимали меры вплоть до отлучения от Церкви упорствующих и нераскаявшихся. Вот и мы, открывая Псалтирь, читаем в первой же строке: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… (Пс. 1, 1), и нам в нашей жизни предстоит выносить суждение и определять решение, на какой «совет» пойти можно, а на какой – не сто́ит. И так – практически на каждом шагу. Господь не запрещает зло называть злом и отличать добро от зла.
Таким образом, евангельское «не судите» запрещает не суждение и осуждение вообще, но в тех случаях, когда осуждают по личной неприязни, из эгоизма, самомнения, корыстных и прочих неблагонамеренных побуждений; в сплетнях, пустой болтовне, пересудах.
И в любом случае, когда мы берем на себя смелость судить кого-либо, желая исправить его, избавить от «сучка в глазу», необходимо заглянуть в зеркало нашей совести: а нет ли в наших глазах «бревен» (см.: Лк. 6, 42). Необходимо подумать – имеем ли мы моральное право бросить в этого человека «камень»? (см.: Ин. 8, 7). И всегда наше «праведный гнев» должен быть направлен на грех, а не на человека. «Исправь, – говорит св. Иоанн Златоуст, но не как неприятель, не как враг… но как врач, прилагающий лекарство».
– Чтобы оправдать пересуды, часто начинают или заканчивают их словами «За державу обидно»…
– А за себя не обидно? Державе от пустого сотрясения воздуха пользы нет. Ведь что такое держава? Держава – это люди, народ. Это все мы. Всё же необходимое для существования страны, государства создается этими самыми людьми. Вот и получается, что каждый из нас – как бы частица державы. Но в таком понимании обидно нам должно быть в первую очередь за самих себя; за то, что мы создали такую державу. По сути, эта фраза – уход от личной ответственности; попытка хорошо и удобно спрятаться за чем-то большим, аморфным. Часто еще говорят: я человек маленький, что я могу-то? А разве у Бога есть маленькие и большие? Пред Ним все равны: начальники и подчиненные, богатые и бедные, сильные и немощные. Каждый из нас занимает определенное место в жизни, в государстве, и не лучше ли спросить себя: честно ли и с полной ли отдачей исполняю я свои обязанности? Не обид-но ли, не стыдно ли за себя? И что я сделал, чтобы за державу обидно не было? Это будет порядочнее, честнее… Каждый верующий должен спросить себя – а как я использую время, данное мне для определения своей участи в вечности? Умножил я таланты, данные мне Богом, или же закопал их в землю, да еще и забыл место, где закопал? Когда придет время ответа, Бог не спросит с державы, Бог спросит с каждого из нас. Не будет коллективной ответственности. На суде «не предпочтется царь воину, не преимуществит владыка раба: каждый от своих дел или прославится, или постыдится» (последование панихиды).
– Наверное, можно сказать, что осуждение – один из самых распространенных грехов, самых «прилипчивых» и при этом за грех не считаемых…
– Да, действительно – «ну, встретились, поговорили, “душу отвели”». Что страшного-то? А без этого и говорить не о чем. Осуждение стало для нас таким же естественным и необходимым, как дыхание. Мы ведь не замечаем, как дышим, так и с осуждением – как-то само собой получается.
Если бы энергия и желание, которые мы тратим на пересуды, направлялись на молитву! Да по земле одни святые бы ходили. Но нет. Мы выносим (как правило, с апломбом) суждения обо всем и обо всех: о семейных отношениях соседей; о «хороших» и «плохих» священниках; о том, что делать с Украиной; о внешней и внутренней политике президента, и так до бесконечности. Но почему же в подавляющем большинстве эти суждения негативные? Откуда это желание опорочить хорошее, затемнить светлое, поставить себя выше всех? Что – все вокруг неправильные, только мы – носители истины? Нет, конечно. Господь сказал, что все злые помышления исходят из сердца человека. А это значит, что плохо мы над собой работаем, плохо очищаем сердце от зла, не освобождаем в нем место для добра. Все наши «праведные и справедливые» суждения и осуждения направлены не против греха, что было бы, как мы уже говорили, допустимо и оправданно, а против человека. Мы уже осудили человека перед Господом, разумеется, оправдав себя; пусть даже не прямо, пусть в мыслях поставив себя выше. Вот уж воистину: «Мал язык, да всем телом владеет».

«Прощайте, и вам простят» (см.: Мк. 11, 25)

– Обращаясь к Отцу Небесному в молитве «Отче наш», мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Так учит нас Бог. Зачем Богу нужно это наше прощение?
– Не может человек не согрешать, наши грехи и поступки вопреки за-кону Божию и являются нашими долгами перед Богом. Сам искупить пред Богом свои долги человек не в состоянии. Только по нашей вере во Христа Искупителя Бог может нам их простить. Являясь грешниками пред Богом, мы в различной мере являемся грешниками (должниками) и друг перед другом, нанося взаимные обиды, оскорбления и пр. Добрые отношения, мир, любовь могут быть восстановлены только при искреннем, чистосердечном прощении друг друга. Если мы посмотрим на свои грехи пред Богом, то увидим, на-сколько мелки и ничтожны по сравнению с ними проступки ближних пред нами. И если мы не готовы с любовью простить их ближнему, то как в таком случае можем рассчитывать на прощение наших – гораздо больших – грехов Богом?
Прощение нами ближнего нужно не Богу. Оно нужно нам, как одно из условий нашего спасения. Сколько раз прощать ближнему? Когда апостол Петр спросил – до семи ли раз прощать согрещающему, Господь ответил: Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22). Прощать мы должны до конца нашей жизни.
– Прощать нужно всем – даже тем, кто не просит, даже врагам?
– Я думаю, что прощать надо независимо от того, просил об этом обид-чик или нет. И не стоит при этом затягивать время ожидания того, что к нам придут «на поклон». По-моему, лучше найти в себе силы и первому подойти к обидевшему с улыбкой и добрым словом. Тем более, что часто нанесение обиды бывает спровоцировано нашим же поведением.
И даже врагов своих Господь велит нам не только прощать, но и любить. «Как?! Мне делают разные пакости, оскорбляют, унижают, причиняют различного рода ущерб – и их я любить обязан?! Но это невозможно!» – взывает к справедливости всё наше естество. Только всё ли? Та часть, в которой гнездятся самолюбие, гордыня, чувство «собственного достоинства» и т. п. – да, безусловно. Но ведь есть и другая часть, в которой Слово Божие, законы Божии, вера – вот этим мы и должны руководствоваться. Как же понимать любовь к врагам? Такую любовь надо понимать как расположение и желание добра тем, поведение и действия которых нам не нравятся и которым мы каким-либо образом противодействуем. Невозможно любить действия, наносящие обиды, вред, направленные против законов Божиих и человеческих. Но, не одобряя их и противодействуя им (действиям), мы не должны платить человеку злом за зло, обидой за обиду. «С волками жить – по-волчьи выть», – говорит пословица. Вопреки ей, даже среди «волков» мы не должны «выть по-волчьи». Потому что Господь предлагает нам другой образ поведения: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). В этом случае, являя любовь ради Бога, ради Его заповедей, исполняя труднейшую для земного человека заповедь о любви к врагам, мы будем приближаться к идеалу христианского совершенства, к Богоуподоблению.

***

Небольшое отступление (Л. Кузнецова). «Ради Христа?» (о том, что не-обходима и рассудительность).
История эта произошла не в нашем храме и даже не в нашем городе. У прихожан стали пропадать кошельки, а то и сумки – с деньгами, ключами, доку-ментами и пр. После многих неудачных попыток похитителя удалось «взять с поличным». Прибывший по вызову милиционер попросил двух женщин, которым принадлежали украденные в этот раз сумки, написать заявление. Вместо того женщины, упав в ноги злоумышленнику, запричитали: «Прости нас, брат, Христа ради за всё, что ты из-за нас претерпел; ничего писать мы не будем!»
Милиционер покрутил пальцем у виска и ушел. Ушли женщины – в благостном настроении, довольные своей «православностью». Степенно и не особо спеша удалился и «брат-похититель» – мужчина вполне трудоспособного возраста. Про таких апостол Павел говорил, что могущий работать просить не должен (а уж воровать и подавно – Л. К.). Раскаяния нарушитель порядка не проявил и прощения не просил. Завтра он продолжит свой беззаконный «промысел» в других местах, и еще многие от него пострадают. Так не лучше ли было подумать о тех, для кого «изъятие» из кармана даже самой небольшой суммы денег является бедствием (я таких знаю), и не просить прощения (да еще «ради Христа») у обнаглевшего жулика, а пресечь его деятельность?

Еще один случай (Л. Кузнецова). «Лекарство от обиды».
Однажды меня обидели, и, как мне думалось, незаслуженно. Обида была сильной, хотелось с кем-то ей поделиться. «Кем-то» оказался тогдашний алтарник нашего собора, а ныне уже священник, отец Александр Станотин. Рассказывала я долго, будущий батюшка слушал терпеливо, молча, внимательно. По окончании моего эмоционального повествования он встал, пере-крестился и произнес: «Боже, благодарим Тебя за то, что мы не такие, как этот… (далее следовало имя обидчика)», это были слова фарисея из евангельской притчи (см.: Лк. 18, 11). Ничего больше не сказал будущий о. Александр, да и не требовалось. Без того всё ясно стало, обида моя прошла – ведь не так уж приятно чувствовать себя фарисеем. И мы рассмеялись.
Теперь, собираясь обидеться, я вспоминаю эти «волшебные» слова, прогоняющие обиду, – и не обижаюсь.

***

«Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38)

– Как понимать эти слова?
– Мне кажется, что именно на этот вопрос мы всё время и отвечали. Понимать в прямом смысле: не хочешь, чтобы тебя судили – не суди сам; хочешь, чтобы прощали – сам прощай; не хочешь, чтобы обижали – не обижай. Обидели – не воздавай злом за зло… Всё то же «золотое правило» – благо-твори ближнему, а Господь Сам расставит всё по своим местам. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною… и переполненною… ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38) – по закону Божиего воздаяния.

Беседовала Людмила Кузнецова