Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (апостол Павел. Флп. 1, 29).
«Кровь мучеников есть семя христианства», – сказал в III в. церковный писатель Тертуллиан, и вся многовековая история Церкви подтверждает истинность этих слов. Одной из самых почитаемых святых христианского мира является великомученица Екатерина Александрийская, претерпевшая в IV в. жесточайшие мучения за Христа и Христову веру. Многие уверовавшие во Христа – таков итог ее подвига.
Дар мученичества за Христа
Мученики – древнейший разряд христианских святых. В греческом языке их подвиг обозначается словом «мартириа» – свидетельство о каком-либо факте, событии. Русский перевод этого слова как «мученичество» имеет особый смысловой оттенок – свидетельство об истине страданиями за веру. В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти. Как одно из сильнейших доказательств истинности Христовой веры, мученичество в первые века христианства более всего способствовало его распространению и росту Церкви.
Подвиг мученичества – сверхъестественный и не может быть совершен без Божией благодати. Такой подвиг – дар Бога человеку, достойному этого дара. Св.Екатерина оказалась достойной.
Из жития св. Екатерины
Св. Екатерина жила в Александрии во времена правления гонителя христиан императора Максимина (305–313). Как говорит предание, девушка происходила из царского рода, отличалась редкой красотой и способностями к наукам. К 18-ти годам она изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков, знала множество языков. Многие искали руки богатой, знатной и красивой девушки. Однако сама Екатерина не находила удовлетворения во всем окружающем и решительно отказывалась от обычного для того времени порядка жизни. Душа ее стремилась к иному, более высокому. Твердо решив хранить чистоту девства, Екатерина говорила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее по знатности, богатству, мудрости и красоте. Мать Екатерины (тайная христианка) отвела дочь для совета к своему духовнику. Выслушав девушку, богомудрый старец сказал, что знает Юношу, безмерно превосходящего ее во всех дарованиях, и иносказательно рассказал ей о Христе.
После усердных молитв старца и Екатерины произошел ряд чудесных событий, девушка была наставлена в истинах веры и приняла Святое Крещение. Св. Феофан Затворник пишет: старец «указал ей Того, Кто всех краше и всех знатнее. Узнав Его, она решилась посвятить Ему все дни своей жизни… Решимость – от уверенности, что всё самое лучшее и совершенное, чем кто-то захотел бы обладать, он может найти только в едином Господе Спасителе». Св. Екатерина встала на путь христианской жизни, увенчавшийся страданиями и мученической смертью за Христа.
Страдания
Вскоре после принятия Екатериной христианства император Максимин решил устроить праздник в честь языческих богов и приказал жителям окрестных земель прибыть в Александрию для жертвоприношения. Собралось множество людей; все приносили идолам свои жертвы: волов, овец, птиц…
Екатерина, скорбя о заблудших, отправилась во дворец к императору. Она исповедала себя христианкой и сказала, что готова доказать ему ложность языческой веры. Пораженный ее красотой, смелостью и умом, царь, не готовый к беседе с ученой девой, призвал 50 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от Христа. Перед диспутом, собравшим множество народа, святой явился Архангел Михаил и ободрил ее. Долгий спор о вере закончился победой Екатерины – мудрецы объявили, что не могут противиться истине, и тут же были сожжены на костре, приняв перед смертью христианство. Чудом, которое многих язычников обратило к истине, было то, что останки их оказались не тронутыми огнем, даже волосы…
А подвиг Екатерины – исповеднический и мученический – продолжился. Тщетными были все попытки императора отвратить ее от Христа, не имели успеха ни лесть, ни угрозы. Не помогли жестокие истязания и пребывание в темнице, где посетил святую Сам Господь Спаситель и еще более укрепил ее в мужестве.
Бесполезным оказалось сооруженное императором изощренное орудие пытки – из 4-х колес с острыми гвоздями. Оно должно было растерзать Екатерину на части, но разрушилось чудесным образом, покалечив при этом многих язычников. Укрепляемая силой Божией, святая мученица выдержала всё, готовая умереть, но не отречься, по слову Божию: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10). И приняла, наконец, мученическую кончину через усечение мечем. По преданию, сразу же после кончины Ангелы унесли ее честные мощи на Синай.
Мученический подвиг святой и сопутствующие ему чудеса послужили к обращению в христианство множества людей. В том числе – императрицы Августы и военачальника Порфирия с воинством, также принявших мученические венцы. Память их совершается, как и память св. Екатерины, 24 ноября /7 декабря.
Синай. Обитель св. Екатерины
Из истории
Название горы Синай, затерянной в гористой пустыне Синайского полуострова, переводится как «многовершинная». В истории Святой Земли она занимает особое положение, и связано это главным образом с происходившими здесь библейскими событиями – одна из вершин ее, г. Хорив, известна как место встречи Бога и человека, неоднократных Богоявлений и откровений. В XVI в. до Р.Х. здесь из среды горящего и несгорающего куста – Неопалимой купины – Господь говорил с пророком Моисеем; здесь Моисей по-лучил от Бога 10 заповедей и множество других законов, а впоследствии – две скрижали откровения. Здесь заключен Завет между Богом и народом – важнейшее событие всей мировой истории. Через несколько столетий Синай вновь станет местом Божественного откровения теперь уже другому великому пророку – Илии.
Точно неизвестно, когда на Синае появились первые христианские от-шельники. По дошедшим до нас сведениям, в IV в. здесь существовали три церкви, одна из них – у подножия г. Синай, на месте будущего Синайского монастыря. В древности он назывался «Неопалимой купиной» и был круп-нейшим духовным центром всего христианского мира. Игуменом монастыря был в VII в. прп. Иоанн Лествичник – автор знаменитой «Лествицы». Важной вехой в истории монастыря стало его новоепосвящение – вмц. Екатерине.
Чудесное обретение мощей
Долгое время мощи вмц. Екатерины пребывали в неизвестности и были явлены лишь через несколько столетий после ее кончины. Традиционно со-бытие это относят приблизительно к 800 г. Братия Синайской обители были чудесно извещены, что мощи св. Екатерины почивают недалеко от них на высокой горе, и получили повеление перенести их в монастырь. Предание повествует: «и егда изыдоша из монастыря и недоумеющимся им, куда пойти, срете их святый Ангел в монашеском образе и рече им: аз вем путь к высоким горам. И поведе их Ангел. Егда возведе их на гору высокую, идеже лежали мощи св. Екатерины, и невидим бысть от них». Отцы обрели св. мощи нетленными и благоухающими.
Гора, о которой идет речь, находится рядом с горой пророка Моисея (г. Хорив) и ныне так и называется – Джебель Катарина (гора Екатерины). Это самая высокая гора Синая – высотой 2642 м над уровнем моря.
Мощи были перенесены в Синайскую обитель (впоследствии монастырь вмц. Екатерины на Синае), где сохраняются и сейчас в великом храме Преображения Господня. Архитектурный комплекс монастыря – один из не-многих, если не единственный в христианском мире, который в основном со-хранился с VI в. и не подвергался разрушениям. В 2002 г. он включен в спи-сок памятников мирового культурного наследия.
Подготовила Людмила Кузнецова
Св. Феофан Затворник.
О мученичестве духовном
«За что мучеников мучили? За то, что уверовав в Господа и сочетавшись с Ним, они не хотели поклоняться ложным богам. Ложные же боги бы-ли духами страстей и порочных дел. Потому, кто не покоряется страстям и порочным пожеланиям, тот делает то же, что и отказывающийся поклоняться идолам. Отказавшийся поклоняться идолам подвергаем был мучениям внеш-ним, а кто отказывается от удовлетворения страстей, тот сам себя поражает и свое сердце заставляет страдать, пока не утихнут в нем страсти. Побеждение страстей есть самопроизвольное мученичество духовное, невидимо в сердце совершаемое, но тем не менее… сильно чувствуемое.
Не столько внешние труды и подвиги болезненны, сколько умиротворение помыслов, погашение страстей, отревание соблазнов. Если такие движения могут возникать поминутно, то вы поминутно в труде, в язвах и озлоблениях…
Привожу всё сие на память вам не за тем, чтобы устрашить… но за тем, что если вам со всех сторон спокойно, вы бы озаботились распознать, хорошо ли это? Знайте, что покой и довольство есть или верх совершенства, или состояние крайнего падения, в котором погасают все духовные устремления и требования. Как первое есть полнота жизни, так последнее есть смерть духовная. Состояние же идущих к совершенству есть состояние борьбы напряженной, претрудной и болезненной. Это шествие тесным путем. По сим при-знакам судите, где вы… Господь да умудрит вас во спасение. Аминь».