Други мои!
Вот опять Матерь Божия и всех милостивая Матерь собрала нас в таком многолюдстве на Свой праздник – праздник Успения Своего.
Как некогда пред Ее славным Успением чудесным образом собраны были к Ней святые апостолы, так в эти дни многие из вас приехали сюда очень и очень издалека. Приехали на день Ее Успения – на праздник торжества жизни над смертию, на день прославления Ее. <…>
…Всмотритесь внимательно своим благоговейным взором в образ Успения! На нем изображен гроб с Усопшей. Над ним в скорби склонились апостолы… И их скорбь понятна. Они еще не знают, что произойдет через три дня, и потому скорбят, что ушла от них Матерь их Господа и Учителя…
Но на иконе изображено и еще нечто, что могло бы и порадовать их (только не всем было дано видеть это). Господь держит на Своих руках душу Своей Пречистой Матери!.. Из Святого Евангелия мы знаем, что души усопших праведников Ангелы Божии уносили на лоно Авраама. А душу Пресвятой Богородицы взял Сам Спаситель. Значит, как же велика Она в очах Божиих!..
Мы собрались ныне здесь, чтобы «едиными усты и единым сердцем» вновь и вновь воскликнуть Ей: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!» Собрала Она нас по Своей материнской любви ко всему роду человеческому и особенно ко всем истинным последователям учения Христова.
Собрала, опять повторяю, не для скорби и печали, а для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз утвердился в вере, что смерти нет, что есть только таинственный переход в иную, вечную жизнь.
В нашей Православной Церкви смерть сделалась предметом праздника. Торжественно возвещается в Церкви смерть Господня, как спасительная и живоносная для всех нас. Торжественно воспоминается и смерть Матери Господа, как в высокой степени для нас поучительная и утешительная. Начатком воскресения был Христос. Но в третий день по Успении не обнаружили апостолы во гробе тела и Божией Матери. Благодатию Своего Сына и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что тела Ее не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения. Она не стала добычей смерти. Теперь смерть не кажется нам страшною и печальною, а лишь руководительницей к вечной жизни. Теперь мы знаем, что прожившие свою земную жизнь в вере и в исполнении заповедей Божиих будут продолжать жить в вечности в непосредственном общении с источником жизни – Богом.
Мы радуемся, други мои, в этот день, как и во все богородичные праздники, потому, что Матерь Божия за всех нас, за всю вселенную ответила Своей совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и особо чистой любовью на любовь к роду человеческому. Чего не смог бы сделать никто из нас.
Мы радуемся еще и потому, что Божия Матерь одна из людей, Она от рода нашего. Она сродная нам по плоти, по человеческому рождению, но, несомненно, превосходит нас по духу.
Мы радуемся потому, что Матерь Божия – это благоуханный цвет человеческого рода. Мы прославляем Ее за то, что с рождением от Нее Сына Божия Она стала Матерью всего человечества. <…>
Став благоуханным древом человеческого рода, не забыла Она и остальных ветвей этого же древа, всех людей, когда-либо рожденных, исповедующих Ее Богородицей и славящих Ее пречестное имя. Она носит в сердце Своем печаль о всех людях. И, вечно живая, Она, по данной Ей от Бога благодати, материнскими Своими всесильными молитвами вечно спасает всех с любовию чтущих Ее.
Печатается в сокращении