В этом году художнику Валерию Овчаренко исполнилось бы 60 лет. Он ушел из жизни совсем молодым, 37-летним человеком. Ушел, успев оставить о себе память как о талантливейшем, глубоком и тонком художнике.
Родился Валерий Овчаренко в семье офицера, его детство прошло в городе Петровске Саратовской области. Интересны воспоминания о том времени сестры Валерия Ларисы:
«Родители были людьми занятыми, и мы были часто предоставлены самим себе… У нас всегда было много друзей, с которыми мы всегда устраивали различные представления, концерты, ходили в походы, в кино. Все это – большой шумной компанией, радостно и задорно.
В доме у нас было много хороших книг, и мы очень много читали. Как-то появился один из томов «Истории мировой живописи», посвященный искусству Франции. Смотрели ее сотни раз, непременно при этом обсуждая репродукции картин.
Кроме книг интересовались музыкой, слушали оперы. Одной из первых стала для нас «Севильский цирюльник» Д. Россини. Мы взяли у соседей пластинку с ее записью, слушали не один раз и выучили оперу наизусть. Все это происходило как-то само собой, без напряжения: нам это нравилось и сильно увлекало.
Наша детская вся была увешана репродукциями картин русских и зарубежных художников. Эти «картинки» нам очень нравились, мы вырезали их из журнала «Огонек», постоянно пополняя своеобразную коллекцию. Эту комнатную галерею мы очень любили, изучали и, конечно, обсуждали…».
В Петровске одиннадцатилетним мальчиком Валерий начал заниматься в изостудии, которую вел художник Павел Федорович Власов. Его Валерий всегда считал своим единственным учителем. Павел Федорович вспоминал о своем ученике как об удивительно скромном, работоспособном и пунктуальном ребенке. И хотя способности мальчика проявились не сразу, постепенно стало очевидно, насколько богато одарил его Бог.
Из воспоминаний П.Ф. Власова: «Однажды я раздал всем по угольку и по большому листу бумаги и предложил выразить настроение в рисунке углем. Через часок я стал заглядывать каждому в рисунок. Валера изобразил траурную процессию. Худющая кляча тащила дроги, на которых стоял гроб, и за всем этим брели уныло три или четыре фигурки, на заднем плане как-то боком торчало
сухое дерево, и вдали виднелась бедная халупка. Вот и все. Но сколько трагизма, сколько безысходной тоски и печали навевала эта грустная картина! Я был потрясен. И понял, что в этом мальчике заложен большой талант…»
В 1971 году Валерий поступил на живописное отделение Саратовского художественного училища. Однокурсники вспоминают, что с самого начала в нем поражала огромная, жертвенная любовь к искусству. Уже тогда в этом хрупком, нервном, нередко съедаемом внутренними противоречиями юноше чувствовалась цельная и неординарная личность. Он был очень серьезным и от этого казался несколько отстраненным, внутренне погруженным в свои размышления, как бы ищущим «источник».
Для диплома Валерий выбрал военную тему. Отец его, фронтовик, много рассказывал о войне. Композиция называлась «Май. Сорок пятый год». Работал он над ней целеустремленно, много рисовал и писал с натуры этюдов, писал портреты солдат… Молодому художнику очень хорошо удалось п
ередать дух времени, радость встречи, жару… Его работа была лучшей на курсе.
А потом была служба в армии, работа в изостудии Дворца пионеров и школьников, участие в выставках, вступление в Союз художников. А еще два года учебы в саратовской консерватории, куда его уговорили поступить друзья – музыканты… Валерий Овчаренко имел очень хорошие вокальные способности, много и с удовольствием пел…
Его женой стала однокурсница – теперь это известная саратовская художница Марина Милавина. Сын Илья также стал художником и, осуществив нереализованную мечту отца — окончив Академию художеств им. И. Репина в Санкт-Петербурге, продолжил традиции русского реализма в искусстве. Сегодня Илья Овчаренко – преподаватель Академии художеств им. И. Репина, участник многих художественных выставок в России и за рубежом. Кстати, внук Валерия Овчаренко, названный в честь деда, тоже подает большие надежды, учится в художественном колледже при академии.
Путь Валерия Овчаренко в искусстве – это тернистый путь к себе, мучительные поиски своего места, его душа никогда не знала успокоенности, а нервы были словно обнажены – так остро и чутко реагировал он на все проявления жизни. Валерий нередко внутренне метался, неотступно желая постичь смысл жизни. Он рано понял, что искусство – это самоотречение.
Огромная воля и любовь к жизни, верность избранному пути помогли ему справляться с тяжелым недугом последние двадцать лет (!) его короткой жизни.
Незадолго до своего ухода художник два месяца прожил на творческой даче «Академическая» в Тверской области. Это вре
мя для него стало очень плодотворным, оказалось итогом его творческого и жизненного пути, его лебединой песней – такие тонкие и нежные звуки льются с его картин. Кажется, что Валерий знал все заранее и оставил это место для финала. И природа ему помогла, дала понять, что он – русский художник, влюбленные в нашу неброскую природу, просторы на земле и на небе, что он свободен в выборе и остается верен себе, своим идеалам, что он любит бесконечно этот мир и является его маленькой частичкой…—
Осталось множество холстов, картонов, маленьких этюдов… И в каждом – его душа, его любовь, радость и слезы, мысли, воспоминания, неизбежность…
Статья подготовлена по воспоминаниям Марины Милавиной, Павла Маскаева, Павла Власова, Ларисы Епишиной.