Никита Аникеев окончил в этом году школу, а прошлым летом его дипломным проектом в студии «Проун», что работает при Саратовском доме архитекторов, стал «Музей степи», посвященный археологическим раскопкам на Увеке. О своем проекте рассказывает сам Никита.
У России две опоры, две ноги – Киевская Русь и Золотая Орда…
Р. С. Хакимов
Жители современного Саратова, конечно, слышали о посёлке Увек на окраине города, может быть, даже как-то проезжали мимо, но мало кто знает, какую фантастическую историю может рассказать этот остаток древнего города, существовавшего в то время, когда на территории Саратовского края не было ни одного русского поселения.
Золотоордынский город Увек (Укек) являлся культурным и сельскохозяйственным центром, а сейчас это настоящий исторический памятник былого величия Золотой Орды, находящийся на южной окраине города Саратова. Можно сказать, что Увек был прообразом Саратова.
Начиная рассказ об Увеке, следует разобраться, что же представляла собой Золотая Орда? В первой половине XIII века единое государство Монгольская империя во главе с великим Чингисханом разделилась на три улуса (части), одной из которых стал управлять сын Чингисхана – Джучи. После его смерти власть перешла к его сыну Батыю. Именно улус Джучи в Древней Руси прозвали Золотой Ордой.
Батый, великий завоеватель, известный по «Батыеву нашествию» на Русь, основал в степи вдоль Великого Волжского торгового пути город Увек. Он тянулся вдоль берега Волги на 2 км. Согласно путевым запискам Марко Поло (1262 год), город получился красивым и благоустроенным. В Увеке были широкие улицы, водопровод и канализация. В центре города располагались мечети, дворцы, бани и медресе (школы). Фасады зданий украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Вдоль Волги были базары, ремесленные мастерские и небольшие дома, в которых проживали торговцы и ремесленники. В одной из частей города существовали и христианские церкви. В 1261 году была создана Сарайская епископия Русской Православной Церкви. Расцвет города пришёлся на правление хана Узбека (1312-1342 годы), который принял ислам как государственную религию Золотой Орды. Увек имел огромное политическое значение для государства, в городе находился Монетный двор, и в современных раскопках найдено множество монет различного достоинства и оформления. Известны также бытовые предметы, оружие и украшения из Увека. Согласно данным археологии, город имел сельскохозяйственную округу из земледельческих поселений на Волге и её притоках. Некоторые поселения располагались на территории современного Саратова.
В конце XIV века Увек, как и другие центры Золотой Орды, приходит в упадок из-за междоусобных войн и ослабления власти. Города Золотой орды не обносили стенами, и, по одной из версий, гибель города произошла после разгрома его Тамерланом в 1395 году. Однако некоторые поселения всё же сохранились, и в настоящее время существует тот самый посёлок Увек в Заводском районе Саратова.
Археологические раскопки Увек-ского городища многократно проводились в 90-е годы XIX и в начале XX века. В ходе раскопок были найдены коллекции предметов, свидетельствующие о жизни и быте жителей города. Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства. Все материалы с Увекских раскопок хранятся в Саратовском областном музее краеведения и в ряде других музеев. А в 1995 году было предложено поставить Увек на учёт в качестве памятника федерального значения. Также изучением Увека и Увекского городища занимается Археологический отряд Саратовского государственного университета.
Город Увек имеет своё место в истории нашего края. Изучение его существования, устройства, даже нравов и обычаев его жителей должны подтолкнуть нас к созданию некоего музея, посвящённого изучению истории этого города и его эпохи. Увек, как и вся Золотая Орда в целом, имел огромное влияние на развитие Руси. Наследие Увека нужно признать неотъемлемой частью нашего края и постараться, чтобы у нас, жителей Саратова, имелось хотя бы небольшое представление об истории этого уникального города.
Я стал интересоваться Увеком только тогда, когда задумал проект своего музея. Дело в том, что я люблю историю, и мне нравится изучать интересные вещи. Например, мне нравится стрельба из лука, и в детстве я любил смотреть фильмы про рыцарские турниры, поэтому сейчас Средневековье – мой любимый период во всей мировой истории. Племена знаменитых кочевников – татар и монголов – и конечно Увек существовали в средневековый период.
Увек показался интересной темой. Город кочевников, он представлялся мне крепостью в пустыне, и я стал собирать о нем информацию. К сожалению, хороших фотографий с его раскопок я не нашёл, но зато есть целая папка текстовых документов: из книг я узнал, что вообще находилось на Увеке. Из Интернета я получил информацию об истории основания и упадка, а также про архитектурные сооружения городища. Известно, что в это время православные церкви и часовни были во многих городах и поселках Нижнего Поволжья, и, судя по находкам на Увеке, здесь также существовала православная церковь, о которой пока мало что известно. Из всего этого я понял, что изобразить Увек на картинке таким, какой он есть, будет очень трудно, поэтому в моём музее представлены непосредственно раскопки и Увекское городище.
Что касается проекта своего музея, то сначала он задумывался как «Музей кочевников» и, пройдя несколько стадий эволюции, превратился в «Музей степи».
Согласно моему проекту, музей представляет 2-этажное сооружение, один из этажей – подземный. Крыша и стены музея полупрозрачные – для зрительного расширения пространства. По бокам ведут галереи, а в центре – раскопки Увека, посёлок кочевников и объекты из ранней стрелецкой крепости Саратов.
Использованы фотографии Алексея Леонтьева и фото из личного архива автора.