Настоятель Свято-Троицкого собора Саратова вместе с архиереями посетил концерт мужского хора московского Сретенского монастыря

19 октября в Центре народного творчества «Дружба» г. Покровска (Энгельса) состоялся концерт мужского хора московского Сретенского монастыря под управлением художественного руководителя Андрея Сергеевича Полторухина.
Выступление коллектива было приурочено к празднованию Великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) и 200-летнему юбилею собора. Организатором концерта стал ктитор Покровской епархии Виктор Иванович Назаров, который решил поделиться с земляками-покровчанами радостью этого большого праздника, имеющего важное значение для всей саратовской земли.

Гостями концерта стали Патриарший наместник Московской Митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, епископ Покровский и Новоузенский Феодор, глава Энгельсского муниципального района Максим Геннадьевич Леонов, ктитор Покровской епархии Виктор Иванович Назаров, духовенство и прихожане храмов Саратовской и Покровской епархий, жители города. В числе гостей и настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова иерей Александр Бородовицын.

Открылось мероприятие торжественным исполнением Гимна России.

В исполнении хора прозвучали следующие произведения: «Отче наш» Максима Фадеева, «Царю Небесный» Александра Кастальского, «Величит душа Моя Господа» болгарского распева (солист — Александр Препелица), «Пресвятей Богородице помолимся» Павла Чеснокова, сербская песня «Наша вера православна» в обработке Ирины Денисовой (солисты — Михаил Туркин и Михаил Миллер), русские народные песни в обработке Андрея Полторухина «Ой, мороз, мороз» и «Тонкая рябина», казачья песня «Когда мы были на войне» Виктора Столярова и Давида Самойлова (солист — Станислав Медведев), «Тёмная ночь» Никиты Богословского и Владимира Агатова, «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского (солист — Иван Леонов), «Течёт река Волга» Марка Фрадкина и Льва Ошанина в обработке диакона Александра Амерханова (солист — Михаил Миллер), «Надежда» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова в обработке диакона Александра Амерханова, «Русское поле» Яна Френкеля и Инны Гофф (солист — Михаил Туркин), «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого и Михаила Матусовского в обработке Фёдора Степанова (солист — Иван Леонов), «Как молоды мы были» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (солист — Михаил Миллер), «Позови меня тихо по имени» Игоря Матвиенко и Виктора Пеленягрэ в обработке Андрея Полторухина, «Конь» Игоря Матвиенко и Александра Шаганова, гимн фонда «Защитники Отечества» Максима Фадеева и Натальи Касимцевой, «Православие» Андрея Пронина и Алексея Лукьянова, «Россия у нас одна» Олега Шаумарова и Ларисы Фоминой. Завершая свое выступление, хор торжественно пропел многолетие всем присутствующим в зале.

В завершение концерта к его зрителям обратился Патриарший наместник Московской Митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. Владыка передал покровчанам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, пожелал всем крепкого здоровья, силы духа, искренней веры и несомненной надежды на Бога.

«Святейший Патриарх призывает всех нас спешить творить добро, потому что время действительно летит очень быстро, — добавил архипастырь. — Я хочу поблагодарить владыку Игнатия и владыку Феодора за организацию этого праздника. Утром мы совершили Великое освящение Свято-Троицкого собора, Божественную литургию, а сейчас дополнили праздник замечательным концертом, и это очень правильно.

В каждой православной семинарии нашей Русской Церкви и других православных Церквей существует правило — такое же, как и в монастырях: когда совершается трапеза, будь то завтрак, обед или ужин, обязательно читаются жития святых. Это совершенно не случайно, так было учреждено нашими святыми отцами — когда мы вкушаем пищу телесную, нам необходимо вкушать и пищу духовную. Это очень важно! Питать надо не только тело — нужно питать, назидать свой ум, своё сердце. И надо сказать, что светские люди тоже переняли эту традицию. Каждый, кто бывал в кафе, пиццериях, в заведениях быстрого питания, наверное, замечал, что там обязательно играет какая-то музыка. Это всегда буквально пронзает мое сознание, поскольку я 25 лет провёл за границей, служа в храмах Русской Православной Церкви, и могу вам сказать, что зарубежом нигде, ни в одном ресторане, за исключением русских ресторанов, не поют русских песен — только свои национальные песни. А в России с 90-х годов и по сей день преподносят нашим людям вместе с пищей иностранные песни, чужую музыку. Я считаю, что это духовная экспансия. И с этим необходимо бороться.

У нас есть хор Сретенского монастыря, который прекрасно исполняет отечественные композиции. Сегодня они предложили нам замечательные произведения авторов России. Это же классика, шедевры нашего русского искусства! Так хочется, чтобы люди поняли красоту нашего русского языка, красоту песен, которые воспевают нашу Родину, труд, любовь, воспевают наш народ. Да, к сожалению, было в российском обществе увлечение Западом, но я думаю, что благодаря Сретенскому хору мы сегодня для себя откроем новую страницу. Будем стараться вспоминать и петь русские песни, которые действительно питают и душу, и сердце каждого человека.

Поскольку с хором Сретенского монастыря я знаком с 2006 года, хочу рассказать вам один интересный, показательный эпизод. В то время нынешний Святейший Патриарх Кирилл был ещё митрополитом Смоленским и Калининградским, и мы совершали миссионерскую поездку в Латинскую Америку, где посетили восемь стран. Вместе с владыкой Кириллом были там наши архипастыри и пастыри, присутствовал и хор Сретенского монастыря. Его концертная программа была составлена таким образом: вначале исполнялись богослужебные песнопения, затем русские народные песни, после чего певчие переходили на английские песни, а потом на испанский язык. И вот когда мы были в Чили, после очередного концерта местные молодые ребята, испаноговорящие, поделились своими впечатлениями и говорят: “Какой же русский язык лёгкий, как его легко понять! Мы вначале ничего не понимали, потом что-то стали разбирать, потом становилось всё яснее и яснее, а под конец мы всё понимали, что поют!” То есть, когда хор стал петь на испанском языке, они восхитились, какой же красивый и лёгкий русский язык. Хор тогда действительно “покорил” Латинскую Америку. И мне сегодня хочется произнести искренние слова благодарности и его регенту, и певчим. Продолжайте прославлять наше Отечество, нашу Русь Святую, Церковь, Бога и всех жителей нашей Родины. Сколько у нас красивых земель, лесов и полей! Об этом надо петь, славить Бога и благодарить Его за то, что мы действительно являемся жителями великой России. С праздником всех, дорогие друзья!»

Затем к слушателям обратился епископ Покровский и Новоузенский Феодор: «Как от избытка сердца говорят уста, точно так же от избытка сердца рождаются мелодии, песни, которыми хор щедро поделился с нами, внес праздничное настроение в этот особый для нашего города и Покровской епархии день. Благодарю всех организаторов концерта и особенно Виктора Ивановича Назарова, который помог привезти этот коллектив и сделал нам такой прекрасный подарок».

В знак благодарности глава Покровской епархии вручил хору Сретенского монастыря Архиерейскую грамоту.

Свыше шестисот лет хор московского Сретенского монастыря хранит традиции русской духовной певческой культуры. Главным делом для древнейшего хорового коллектива страны является участие в богослужебной жизни. После богоборческого лихолетья и в годы нового «русского безвременья» конца ХХ — начала XXI столетия возрожденный хор расширил свою миссию, выйдя за пределы церковной ограды, чтобы донести лучшее, что есть в национальном (духовном, классическом, народном, песенном) хоровом наследии, до максимального количества людей не только в России, но и во всем мире. Современный состав формировался с начала 90-х годов из молодых мужчин, для которых Сретенский хор — это не только собрание профессионалов экстра-класса, но прообраз братства по духу, где вера в Бога, служение Матери Церкви и родной стране, ответственность, мужественность и надежность — основные ценности. Символизируя соборность и единство, воплощая идеи профессионального совершенства, хор Сретенского монастыря стал одним из наиболее известных и признанных в мире символов русской духовной и певческой культуры современности.