Богослужения в Неделю сыропустную

2 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.

2 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирик соборасекретарь-референт епархиального архиерея, первый заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии иерей Андрей Фомин; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёв; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихинклирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздовклирик собора диакон Иоанн Новиков.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.

«Вот и мы пришли к преддверию Великого поста, к которому Спаситель приуготовлял нас  притчей о Страшном Суде,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся.— Притча эта специально приближена к человеческому пониманию. Мы любим оправдывать себя — свою косность, свое безразличие к проблемам и радостям других. Мы зациклены на себе, на своих чувствах, мыслях. А чего от нас хочет Господь? Он нам показывает, что мы должны быть простыми, живыми, настоящими, отзывчивыми людьми. Если мы не проявляем любовь, заботу, если наше сердце остается равнодушным, то тогда мы не сможем принять Царство Его любви. Господь говорит тем, кто сотворил благо Ему: “Войдите в Мою радость” — а тем, кто прошел мимо:  “Идите от Меня, не знаю вас”.  И люди спрашивают: “Когда же мы Тебе не сделали того или этого”. — “А когда вы встречали любого человека и проходили мимо его забот и проблем, когда он был вам не интересен как таковой”. Христос призывает: “Человек, Я за тебя отдал Свою жизнь, Я умер за тебя на Кресте, отзовись своей любовью на Мою любовь”. А любовь эту можно проявить в первую очередь к тем, кто находится рядом, потому что каждый человек есть носитель образа Божия — Бог всех нас сотворил по Своему образу и подобию. Образ нам дан изначально, а уподобиться Богу надо в течение жизни — по крайней мере стараться уподобляться. Если наше сердце не будет теплохладным и безразличным, Господь никогда нас не отвергнет. Даже если мы будем жестокими и холодными, Он не отвергнет, но мы сами не сможем войти в Его радость, потому что в нашем сердце не будет места для Него, раз его нет для наших ближних. А ближний наш — тот, кого мы встретили на жизненном пути. Отвергая ближнего, мы становимся чужими, чуждыми стихии любви, и она становится для нас обжигающей.

Мы часто наносим обиды друг другу. И перед тем, как войти в пост, мы должны примириться с теми, кто нас обидел и кого мы обидели — со всеми, с кем мы находимся в ссоре или в какой-то неприязни. Сегодня вечером по церковной традиции все друг у друга испрашивают прощения. Но главное, чтобы это для нас не превратилось просто в маскарад. Легко просить прощения, когда человека не знаешь или не имеешь с ним никакой взаимной обиды. Это становится для нас некой вежливостью. А речь идет не  об этом в первую очередь, а о том, чтобы примириться с теми, с кем мы не находимся в мире. Примириться можно ведь по-разному. Некоторым людям очень тяжело сказать “прости”, но они всем своим поведением стараются показать, что они виноваты. Главное, чтобы наступил мир. А бывает, что человек просит прощения, в ответ слышит “Бог тебя простит”, а в сердце всё остается по-прежнему. А еще нередко бывает так, что мы сами обидим кого-то, а потом делаем вид обиженных и ждем, чтобы у нас просили прощения. Так не должно быть.

Наша вера, наше стремление ко Христу должны приносить ближним облегчение. Но часто наша жизнь во Христе становится для других, напротив, проблемой. Есть такое выражение: когда в семье появляется один праведник, все остальные становятся мучениками. Если такое происходит, это говорит о том, что праведность нами немного неправильно понята, что она понимается нами как некое механическое исполнение некоторых норм и правил. Есть, к примеру, люди, которых приглашают в гости, и они озадачивают хозяев: “Я пощусь, это я буду, это не буду”. И у людей, которые пригласили, возникает проблема: “Она же верующая, она ходит в храм, ей надо что-то отдельно готовить”. Такая праведность совершенно не туда нас ведет. Более того, многие понимают пост именно как диету, но ограничение в пище — это всего лишь одна из составляющих поста. Когда человек стоит на посту своей души, когда он стремится заметить движение своего сердца, не впустить худое, удержать хорошее, это настоящий пост. А если человек просто держит диету, а духовной жизнью не занимается, то пост превращается в карикатуру, и человек становится самым настоящим фарисеем. Спаситель говорит: когда постишься, не показывай этого перед людьми, зайди в свою комнату, помолись втайне, и Отец Небесный, видящий всё тайное, воздаст тебе явно (см.: Мф. 6, 6). Так что мы, братья и сестры, часто имеем поверхностное понятие о посте, а пост — это, в первую очередь, держать себя в узде. Воздержание в пище помогает нам увидеть ту неправду, то несовершенство, которые в нас есть. Пресыщенный человек спокоен, ему все в общем-то хорошо. Но только начинается пост, и начинает наружу лезть раздражение, каждая мелочь раздражает. Вот это — самое настоящее, неподкормленное наше “я”. И вот чтобы это понять, мы утончаем свое состояние души физическим постом — для того, чтобы бороться. Но бороться мы можем только с Божией помощью. Если мы будем уповать на свои силы, у нас ничего не получится.

Братья и сестры, у нас еще есть время до вечернего богослужения, и давайте постараемся вспомнить, с кем мы находимся во вражде или во взаимной неприязни, и постараемся с ними примириться. Важно, чтобы намерение это было настоящее. От всей души поздравляю вас с воскресным днём и желаю, чтобы наш путь за Христом был действительно за Христом, а не за своими страстями и чтобы все, кто встречается нам на жизненном пути, не были лишними для нас. И тогда мы не окажемся вне Царствия Божией любви».

Раннюю Литургию совершили клирик собора иерей Петр Пчелинцев в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании Литургии отец Петр поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, которая была посвящена Евангельскому отрывку от Матфея, о прощении.

По окончании ранней Литургии клирик собора протоиерей Михаил Беликов совершил  водосвятный молебен.

Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил настоятель собора иерей Александр Бородовицын в сослужении духовенства собора.

Во время Всенощного бдения, на утрени, на полиелее, после 134 (“Хвалите имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви, яко Благ”) хвалебных псалмов был исполнен псалом 136: «На река́х вавило́нских». Это песнопение исполняется со второй подготовительной недели перед Великим постом, а также в третье и четвертое воскресенье подготовки к Великому посту.

Также на утрене, после чтения Евангелия, было исполнено песнопение «Покаяния отверзи двери» . Это песнопение входит в состав богослужения с началом пения Постной Триоди, в канун Недели о мытаре и фарисее. Песнопение «Покаяния двери отверзи» поется на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) в подготовительный период к Великому посту и до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье — это воскресный день, богослужение которого включает в себя три темы:

  1. Грехопадение Адама и его следствия.

  2. Вступление в Великий пост.

  3. Прощение ближних.

Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1-го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божией, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста — «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению».

Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

Фотографии Андрея Кожевникова. Фотогалерея