1 декабря, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, мученика Платона, мучеников Романа диакона и отрока Вару́ла, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил клирик собора протоиерей Михаил Беликов в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании Литургии отец Михаил поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.
По окончании ранней Литургии благочинный собора иерей Алексий Грачев совершил в храме водосвятный молебен.
Позднюю Божественную Литургию совершил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; клирик собора иерей Петр Пчелинцев; ключарь собора, руководитель епархиального отдела по защите семьи, материнства и детства иерей Борис Бурлаков; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии иерей Григорий Родихин; клирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.
В своем слове митрополит Игнатий сердечно поздравил собравшихся с воскресным днём и с первым днём наступившей календарной зимы.
«Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как один человек столько собрал урожая, что не знал, куда его сложить,— сказал владыка.— Амбары, житницы уже всего не вмещали, и он рассуждал, успокаивая себя, что у него все хорошо, что на долгие годы у него всего полно. И решил сломать старые амбары и построить новые, куда это все сможет вместиться.
Что мы можем из этого почерпнуть? Зная тот контекст, в котором рассказывалась притча, можно сказать, что очень много было тогда нуждающихся и голодающих. А у человека даже не возникло мысли, что можно помочь другим, которые с голоду умирают. Он думал только про себя, про свое будущее — как бы это все сохранить и долго-долго жить с этим богатством. И ему было сказано: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 20).
Богатеть в Бога — это значит делиться. У нас, может быть, нет большого урожая, но мы можем поделиться своим вниманием, своим теплом, своим временем, чем-то нам дорогим. У нас есть время на творение добрых дел, на то, чтобы мы воплощали в жизни заповедь о любви. Но порой у нас есть возможность чем-то поделиться с нуждающимися, но нет, мы лучше отложим, как говорят, на черный день. Но если мы будем все время думать про черный день, он обязательно настанет. При этом от нас не требуется отдавать всё — иногда человеку достаточно помочь совсем немножко».
«Наши ближние — это не только те, кто находится с нами дома, но и все те, кто нам встречается на жизненном пути,— добавил владыка.— Бывает, люди подходят и просят хлеб купить. Так почему бы не зайти и не купить им хлеба? Бывает, конечно, и по-другому: предлагаешь хлеб купить, а тебя просят лучше денег дать. Вот это уже другой вопрос, потому что деньги они могут употребить на что-то другое. Но если наше сердце — любящее, то мы не сможем пройти мимо беды другого человека, мимо его нужды. Хоть чем-то да поможем, иногда своим просто вниманием, своей заботой, человеческим теплом.
Самое драгоценное, что у нас есть,— это время, которое мы не должны тратить понапрасну. А мы ведь порой проводим много времени, разговаривая с соседями, знакомыми, родными по телефону. Но когда подходит время помолиться — мы устали, у нас сил нет. Дай Бог хоть перекреститься, а то и перекреститься забываем. То драгоценное, что нам дал Господь — а все, что есть у нас, — это дар Божий, — мы должны приумножать».
«Есть такое выражение: то, что мы отдали от чистого сердца,— это точно наше, этого никто у нас не сможет отнять. Когда мы жертвуем, Господь посылает ещё. Вроде бы не должно быть средств, но тем не менее они находятся. Расскажу одну удивительную историю. Когда я служил в другой епархии, еще был священником, мы с одним благотворителем решили построить большой храм, подворье монастыря, где я служил. Это был храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В него было вложено сто миллионов. Проходит, наверное, года полтора — уже вывели своды, купола были, только кресты оставалось поставить. И я как-то благотворителя спросил: а сколько средств из отложенных осталось, сколько потратили? Он ответил, что те деньги еще не трогал, а расходовал прибыль. Получилось так, что весь этот громадный собор построили на то, что он брал из своей прибыли, а на эти деньги он потом построил еще другой храм.
А если бы он иначе себя вёл с прибылью? Я знаю, что в семье у него было непросто: родные, близкие осуждали, что он на Церковь много жертвует. Но этот храм сейчас наполнен большим количеством людей. Представляете, как в Бога человек богатеет! Он это делал от чистого сердца. Он строил этот храм, и у него душа радовалась, ликовала. Возникали и проблемы: он заболел неизлечимой болезнью во время этой стройки, а его брат говорил: “Пусть лучше я заболею и умру, а не он, потому что он храм строит”. И вы знаете, удивительно: брат заболел онкологией, а он выздоровел. Представляете, какое чудо? Человек попросил у Бога болезнь за своего брата, и болезнь перешла к нему, а тот поправился. А тот благотворитель после этого столько всего еще сделал для людей, столько построил храмов, куда люди приходят с радостями, с горестями, приносят Богу свое сердце и боль.
Еще один благотворитель, который помогал восстанавливать монастырь, сказал как-то, что он временно управляющий достоянием Божиим. То, что мы имеем хорошего в нашем сердце, как и все то, что мы имеем материального,— это дар Божий. Мы временно этим управляем, потому что это действительно не наше, но то, что мы отдаём от сердца, то останется с нами и никогда не пропадет. И никто не сможет этого забрать, потому что это воплощенная в жизни любовь. Мы должны об этом помнить».
«Всех вас благодарю за то, что пришли под своды этого замечательного собора помолиться. В первый день зимы хотелось бы отметить часть тружеников, которые трудятся в этом соборе, которые помогают, чтобы здесь велась служба, чтобы здесь все было по-христиански устроено. В соборе много разных направлений — социальное служение, работа с молодёжью, организовано питание для малоимущих и много чего еще. Награда — это благодарность людям за их служение, за их любовь», — заключил архиерей.
Указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, во внимание к активному сотрудничеству, благотворительной помощи, а также многолетним усердным и жертвенным трудам во благо Святой Христовой Церкви в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова архиерейских наград были удостоены благотворители, сотрудники и прихожане собора.
Медалями Саратовской митрополии в честь священномученика Космы Саратовского III степени были награждены:
— сотрудник собора Василий Петрович Мигачёв;
— сотрудник собора Виктория Александровна Гуляева.
Медалей Саратовской митрополии в честь преподобномученицы Софии были удостоены:
— прихожанка и преподаватель воскресной школы Галина Федоровна Бутаева;
— руководитель школы звонарей при соборе Татьяна Николаевна Устинова.
Медалями Саратовской епархии в честь священномученика Германа Вольского III степени были награждены:
— регент хора Михаил Евгеньевич Толчин;
— директор ООО «Покровский квас», благотворитель Василий Васильевич Евса;
— преподаватель воскресной школы Александра Евгеньевна Кашкина;
— преподаватель воскресной школы Лариса Геннадьевна Корпусова;
— преподаватель воскресной школы Светлана Вениаминовна Рожкова;
— преподаватель воскресной школы Ирина Евгеньевна Романова.
Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил благочинный собора иерей иерей Алексий Грачев в сослужении духовенства собора.
Фотографии