Великий канон Андрея Критского в среду 1-й седмицы Великого поста

20 марта, в среду первой седмицы Великого поста, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Александр Бородовицын совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Настоятелю сослужило духовенство собора.

Всего текст канона содержит 250 кратких молитвенных песнопений. Покаянный канон святого Андрея Критского считается самым длинным каноном. Он охватывает события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. В первой части песни канона звучит обращение к Христу, а далее речь идет о покаянии и о сложном пути души к Богу. Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Великий канон начинают читать по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием. Канон напоминает всем верующим, что пост — это время покаяния и очищения. Его текст направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

В среду вечером 1-й седмицы великого поста в первой песни православные вспоминают притчу о блудном сыне, растратившем дары отца, и милосердном самарянине. Во второй песне повествуется о Ламехе, который стал убийцей вслед за своим предком, и о других грешниках, вызвавших на себя гнев Господень.

В третьей песни речь идет о рождении Исаака, сына Авраама. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. В каноне говорится, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился, но в последний момент Бог остановил его руку и заменил жертву на ягненка.

В четвертой песни рассказывается о спасении, дарованном нам Христом. В пятой песни вспоминают о фараоне, не хотевшем отпускать иудеев из Египта. В шестой песни повествуется о Моисее, который вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную. В седьмой песни вспоминают царя Манассия, который отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей и только к концу жизни покаялся, попав в плен к своим врагам-ассирийцам.

В восьмой песни говорится о разбойнике, который был распят вместе с Христом. Распознав в распятом человеке Мессию, он попросил помянуть его, когда Господь придет в Царствие Свое. В девятой песни повествуется о фарисеях, мытарях и блудницах, просящих о помиловании и спасении у Христа.