Богослужения в Неделю сыропустную

17 марта, в Неделю сыропустную, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.

17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; клирик собора протоиерей Михаил Беликов; благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; ключарь собора, проректор по дополнительному образованию Саратовской православной духовной семинарии иерей Борис Бурлаковруководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёвклирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирики собора диакон Иоанн Новиковдиакон Артемий Струкачёв; клирик Покровского собора г. Саратова, руководитель службы протокола Саратовской епархии, ризничий ризницы епархиального архиерея диакон Григорий Родихин.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.

За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротонию во диакона иподиакона Иоанна Горбача и хиротонию во иерея диакона Григория Родихина. Во внимание к усердному служению Святой Христовой Церкви, ко дню Святой Христовой Пасхи 2024 года иерей Григорий Родихин был удостоен права ношения камилавки.

«Сегодня мы подошли уже к самой черте начала Святой Четыредесятницы, или Великого поста,— отметил в своем слове митрополит Игнатий.— Многие люди понимают пост в первую очередь как воздержание от пищи. Воздержание должно быть, но на самом деле главное за этот период найти в себе любовь. Если ее у нас нет, то нужно просить у Бога, чтобы Он нам ее даровал — ведь Господь Сам есть Любовь. Если мы не будем иметь в своей душе Бога, значит и любви не будем иметь.

Мы сегодня в Евангелии слышали, как Господь сказал: “Если вы будете прощать прегрешения своим обидчикам, то и Господь вам простит, ибо как мы прощаем, так простится и нам”. Неужели Господь Бог такой мелочный, неужели Он торгуется с нами, ставит нам условия? Вы простите, тогда Я вас прощу. Нет, на самом деле Господь, конечно, просто желает дать нам понять, что такое простить, потому что человек скуден в своем сердце и зачастую просто не понимает. Трудно себе представить, что человек грешит-грешит, пять лет, к примеру, а потом приходит и кается — и Господь скажет: “Давай-ка ты еще пять лет пожди, Я тебя за это пять лет не прощу, а потом прощу”. Нет, этого не происходит. Просто в тех образах, которые нам Господь дает, Он нисходит до нашего примитивного мышления, до нашего жестокого сердца. А когда человек становится ближе к Божественной стихии, он начинает понимать, что эти категории даются для того, чтобы мы могли немного по своему примеру понять, что такое прощение.

Господь, конечно, всех любит и на всех изливает любовь и безмерно прощает каждого из нас. И вот для того, чтобы наше сердце было способно эту любовь принять, нам надо примириться со всеми. Да, безусловно, мы всего не помним. Мы люди незлопамятные, как говорят многие, зло сделаем и забудем, правда? А когда нам кто-то что-то сказал или сделал, может быть, в шутку, мы можем долгие годы обижаться и не прощать. Если же сами кого-то обидели, мы даже об этом можем просто не помнить, можем даже не обратить внимания. Поэтому нам надо быть внимательными друг к другу. И за то время, которое есть до вечернего богослужения, все-таки постараться подумать, кому мы причинили что-то недоброе. Чтобы не формально просить прощения друг у друга: “Прости меня, Бог тебя простит, и я прощу”. А кто-то добавляет: “А я подумаю”— в сердце своем. Чтобы не было вот этой карикатуры, маскарада. В первую очередь надо действительно примириться с теми, кто обидел нас и кого обидели мы. Таких людей очень много.

Думаю, что нам за это время надо постараться осознанно подойти к вечернему богослужению, где мы будем молиться и испрашивать прощения друг у друга. И тогда Господь нас сподобит с правильным настроем войти в дни Святой Четыредесятницы, где мы будем заниматься, как кто-то сказал, самоистязанием, то есть будем стараться смотреть внутрь себя. Мы прекрасно знаем, что в нас очень много всякой скверны. Мы благочестиво стоим на службе, молимся, крестимся, но если всю ту грязь, которая в нас есть, показать, вывернуть нашу душу наизнанку — такой смрад будет, правда ведь? Мы часто не ощущаем этого смрада, нам кажется, что все нормально, хотя понимаем, что он в нас есть. Но когда мы начнем там копаться, нам станет жутко.

Естественно, что пост физический, то воздержание, которое мы берем на себя, предполагает экономию на питании, и то, что сэкономили, мы можем пожертвовать малоимущим, что-то отдать. А когда пост превращается в разнообразную и дорогую диету, это не пост, а извращение. Ведь в первую очередь человек просто должен воздержаться. Если этот пост обходится дороже, чем обычное скоромное питание, тогда это уже не пост. Есть люди, которые имеют немощь — больной желудок, поджелудочную. Надо помнить, что пост заключается не в том, чтобы непременно не вкушать ту или иную пищу. Если человеку необходимо по состоянию здоровья употреблять молочную продукцию, ее надо включать в свой рацион. Воздерживаться надо прежде всего в самом главном — в мыслях и в поступках. И в первую очередь, как я уже сказал, нужно иметь любовь. Если в нас не будет любви, все остальное будет пустым маскарадом и мы в период поста будем просто истощать себя — в таком случае человек становится нервным, раздраженным и человеконенавистническим. Есть такой сюжет в святоотеческом наследии: когда кто-то начинал рассуждать, что можно есть, чего нельзя есть, смаковать эту постную диету, ему, как правило, отвечали, что в первую очередь не надо есть людей. Можно ведь действительно питаться сухарями, пить одну только воду, а людей есть направо и налево.

Так что давайте, братья и сестры, подготовим себя к вечернему богослужению, насколько возможно, придем, помолимся, попросим прощения друг у друга, у Господа Бога — и Господь благословит нас на труды Святой Четыредесятницы».

В завершение владыка попросил прощения у всех собравшихся и напомнил о том, что в первые четыре дня Великого поста в храмах будет читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — в эти дни вечерняя служба будет начинаться в 18 часов, чтобы как можно больше людей, в том числе работающих, могло прийти на это важное богослужение.

Раннюю Литургию совершили клирик собора иерей Петр Пчелинцев в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании Литургии отец Петр поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, которая была посвящена Евангельскому отрывку от Матфея, о прощении.

По окончании ранней Литургии клирик собора иерей Андрей Фомин совершил  водосвятный молебен.

Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил клирик собора протоиерей Михаил Беликов в сослужении духовенства собора.

Во время Всенощного бдения, на утрени, на полиелее, после 134 (“Хвалите имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви, яко Благ”) хвалебных псалмов был исполнен псалом 136: «На река́х вавило́нских». Это песнопение исполняется со второй подготовительной недели перед Великим постом, а также в третье и четвертое воскресенье подготовки к Великому посту.

Также на утрене, после чтения Евангелия, было исполнено песнопение «Покаяния отверзи двери» . Это песнопение входит в состав богослужения с началом пения Постной Триоди, в канун Недели о мытаре и фарисее. Песнопение «Покаяния двери отверзи» поется на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) в подготовительный период к Великому посту и до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье — это воскресный день, богослужение которого включает в себя три темы:

  1. Грехопадение Адама и его следствия.

  2. Вступление в Великий пост.

  3. Прощение ближних.

Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1-го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божией, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста — «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению».

Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

Всенощное бдение

Ранняя Божественная Литургия

Поздняя Божественная Литургия. Фотографии Андрея Кожевникова