24 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, всех праотец, преподобного Даниила Столпника, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил ключарь собора иерей Борис Бурлаков в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании богослужения отец Борис поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.
По окончании ранней Литургии клирик собора протоиерей Михаил Беликов совершил в храме водосвятный молебен.
Позднюю Божественную Литургию совершил Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёв; клирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора, помощник проректора по воспитательной работе Саратовской православной духовной семинарии диакон Иоанн Новиков; клирик собора диакон Артемий Струкачёв.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.
«Сегодня мы слышали евангельскую притчу, которую Спаситель рассказывал ученикам, то есть всем нам,— отметил архипастырь в своем слове.— Он рассказал, как один господин устроил большой обед — праздник, на который хотел позвать самых близких — друзей, знакомых. Господин этот является прообразом Господа, Который созывает Своих учеников, то есть всех нас. И вот, каждый из этих его близких людей начал по разным причинам отказываться. Один женился — у него своя радость и ему не до чьей-то еще радости, другой что-то купил — надо испытать, и так далее. И я, стоя на службе, размышлял над этим евангельским образом: мы ведь помним, как совсем недавно храмы были закрыты, и мы хотели прийти, но не могли — была пандемия, были ограничения. Представьте, что сказали бы: это последнее воскресенье, когда можно прийти на богослужение, а со следующего будет какая-то еще пандемия на неопределенное время. Разве столько бы сегодня людей было в храме? Наверное, нет, было бы гораздо больше. Мы привыкли к тому, что захотели — пошли на службу, захотели — не пошли. Но есть заповедь: день седьмой — Господу Богу твоему. Всегда ли мы эту заповедь исполняем? “Погода плохая, что-то сегодня не очень хочется идти, дорога скользкая…” А завтра может уже не быть такой возможности. Не то что наступит пандемия, а просто человек не проснется, и всё. Недавно у нас самый молодой сотрудник охраны, 80-го года рождения — самый крепкий, здоровый образ жизни вел — не проснулся: тромб оторвался, сердечный приступ, и человек умер. Мы забываем, что наша жизнь может в любой момент оборваться. А сейчас идет к тому же и пост Рождественский, но для нашего собора людей немного. Господь призывает, зовет, а мы откликаемся далеко не все. А ведь наверняка у каждого человека есть какие-то грехи, какие-то страсти, пороки, от которых надо избавиться. Мы рассуждаем: вот потом, когда сосредоточусь, чуть-чуть постарше буду, возьмусь за себя и начну всё исправлять. Но когда человек так рассуждает, как правило, этого не происходит. Нужно с малого начать. Есть же такая заповедь: верный в малом будет верен во многом (см.: Лк. 16, 10). Разве это так трудно — один раз в неделю прийти? Можно на раннюю, можно на позднюю. В Саратове много храмов, далеко не приходится ездить. Можно встать, в конце концов, и в Интернете включить Литургию — если человек болеет, то вопросов нет. А если человеку просто не хочется… Представляете, если кто-нибудь скажет: не хочу сегодня идти на работу. Раз не пришел, два не пришел — а на третий день уволят. А отказываясь от общения с Богом, мы наносим себе гораздо больший вред — вредим своей душе. И об этом нужно помнить, чтобы не получилось так, как в евангельской притче, которую мы сегодня слышали: когда дверь закроется, мы подойдем и скажем: “Впусти нас” — а дверь уже закрыта. Нельзя забывать, что в любой момент мы можем оставить этот мир.
Посмотрим, что у нас будет 31-го числа. Воскресный день, нужно идти помолиться — но Новый год, праздник. “Надо оливье приготовить, сельдь под шубой, это же очень важно…” Ну как можно пойти в храм, когда надо селедку купить? Я это говорю к тому, чтобы не получилось, что мы, готовясь к радостям жизни, оказались вне брачного пира — вне Царствия Божия. Господь любит всех нас, изливает на каждого из нас Свою любовь и ждет, что мы не будем делать напрасной Его Жертву. Он ждет от нас отклика. Отклика на Его любовь, на Его призыв войти в Его радость, прийти на пир настоящей вечной жизни. А мы ради каких-то временных забот, лени от всего этого отказываемся — за чечевичную похлебку, как это было у Исава.
Как образно говорит владыка Павел, митрополит Крутицкий и Коломенский, в храме очень хорошо настроен Wi-Fi для Царствия Небесного, потому что в храме совершенно другая атмосфера. Господь всегда ждет у двери сердца, но здесь мы собираемся воедино. Мы едиными словами обращаемся к Богу. И насколько сильна общественная соборная молитва, да еще когда совершается Бескровная Жертва! Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Давайте не забывать об этом, дорогие братья и сестры».
По окончании богослужения архипастырь, духовенство и прихожане поздравили с Днем рождения клирика собора диакона Артемия Струкачёва и адресовали ему добрые пожелания.
По окончании богослужения отец Владыка поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.
Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил настоятель собора иерей Александр Бородовицын в сослужении духовенства собора.
Всенощное бдение
Ранняя Божественная Литургия
Поздняя Божественная Литургия. Фотографии Владимира Дергунова