В Великую субботу в Свято-Троицком соборе совершена Крещальная Литургия

15 апреля, в Великую Субботу, настоятель собора иерей Александр Бородовицын совершил Крещальную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого совершил настоятель собора иерей Александр Бородовицын в сослужении духовенства собора.
Во время Божественной литургии в Великую Субботу  вместо «Херувимской» на Великом входе поется песнопение «Да молчит всякая плоть человеча…»

В этот день крещение приняли четверо  взрослых, которые прошли огласительные беседы в саратовских храмах. Крестить в Великую Субботу, в канун Пасхи — традиция древней Церкви.

Традиция Крещальных литургий была широко распространена в Древней Церкви: люди, желающие принять крещение и быть христианами, изучали, в Кого они верят, какой образ жизни выбирают, чтобы именовать себя последователями Христа. После продолжительной подготовки они торжественно, в Великую Субботу, принимали святое крещение и представали в белых одеждах перед церковной общиной — как люди, которые умерли для этой жизни и получили рождение в жизнь вечную.

По заамвонной молитве о. Александр совершил освящение хлеба и вина.

Затем была вознесена совершаемая ежегодно в Великую Субботу во всех храмах Русской Православной Церкви молитва о мире на Святой Земле.

После Божественной Литургии на площади перед собором настоятель собора иерей Александр Бородовицын освятил куличи, пасхи, крашенные пасхальные яйца.

Освящение куличей и пасох совершалось при пении воскресного тропаря: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе».

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища, род освященного хлеба. Вкушение освященных куличей и пасох должно напоминать нам о причащении истинной Пасхи Христовой и соединять всех верных во Иисусе Христе. Освящение снеди служит к освящению самих людей, их благоговейно употребляющих.

Освящать продукты к пасхальному столу  – это благочестивая традиция.  Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть. Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Употребление освященных пасох и куличей в течение всей недели после Пасхи —  Светлой Седмицы у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день пасхальной седмицы богоизбранный еврейский народ вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же верующие в первый день праздника Пасхи после Божественной литургии, по традиции совершаемой в ночь с субботы на воскресенье, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — едят благословенные куличи и пасху.

Фотографии Ивана Привалова