Интересный предмет

С этого учебного года в старшей группе нашей воскресной школы появился новый и интересный предмет – «Архитектура и география православных храмов».

Расскажу немного об изучаемом предмете. Со времени Крещения Руси храмовое строительство приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь создается ЦЕРКОВЬ. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. Здесь также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Также православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Для возведения каменных храмов сначала приглашали греческих мастеров. Но вскоре наши зодчие превзошли учителей. Мы знаем правило зодчих: «Прочность, польза, красота, форма… Каждый компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства». Действительно, православные храмы на Руси строились на века, отличались прочностью, в случае необходимости заменяли крепости. Здесь можно было укрыться от набега врагов. Но также храмы – это прекрасные произведения искусства, неповторимые, величественные, своеобразные.

История строительства храмов начинается со времени принятия христианства на Руси, т.е. с 988 года. После крещения киевлян по указанию князя Владимира в Киеве начали возводить церкви. Князь Владимир построил в Киеве церковь в честь святого Василия Великого (своего Ангела Хранителя) на высоком холме. В 996 году он воздвиг 25-главый первый на Руси каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Строительство продолжалось 7 лет. Вот как о его создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Когда собор был построен, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому собор и стал называться Десятинной Церковью. (показ изображения). Считается, что именно в Десятинной церкви писались первые летописи. Храмы быстро строились по всей Руси. С того времени прошло очень много лет. Построено большое количество церквей. Некоторые из них сгорели во время пожаров, многие были взорваны и разрушены в годы войн и революции. У каждого храма своя судьба.

Вот и сегодня мы с ребятами занимаемся исследовательской деятельностью, изучаем храмы Древней Руси и создаем свое мнение о них: об известных храмах Москвы, Владимира и Суздаля, Астрахани и Хабаровска, о самых высокогорных, самых северных и южных храмах, самых необычных (например, о храме в вагоне поезда), утраченных и действующих храмах Саратова. Решено было создать свою электронную карту известных нам храмов, чтобы учиться видеть масштабно, ведь по карте можно рассмотреть особенности строительства и архитектуры в разных уголках нашей страны. Мы стараемся охватить все регионы и сравнить эти особенности. К сожалению, наших знаний не хватает, чтобы карта была выполнена правильно и смогла отразить наши желания. И мы с удовольствием примем квалифицированную помощь в ее создании.

Еще одно наше направление в учебе связано с историей нашей школы. В архиве собора мы обнаружили старый фильмоскоп 1977 года выпуска (это такой «дедушка» современных проекторов). Предполагаем, что когда-то он был подарен ребятам воскресной школы. Нашлись также и слайды, в том числе и те, которые мы можем использовать по нашей теме. Очень интересно находить старые фотографии храмов, о которых мы сейчас говорим. Благодарим всех учителей, что сохранили этот раритет.

Конечно, мы с ребятами находимся только в самом начале пути, и у нас еще много неизведанного, огромнейший пласт культурного наследия нашей страны. Однако уже сейчас мы, накопив некоторое количество материала и подготовившись, начали приглашать другие группы нашей школы, чтобы и им рассказать о полученных знаниях. Младшей группе рассказали о храмовом ансамбле в Кижах, средней – о храмах города Владимира. В своих рассказах ребята используют и фотографии, и фильмоскоп, и современные презентации.

Очень надеемся, что главным итогом наших уроков станут хорошие знания, патриотизм и понимание важности изучаемого предмета.

Светлана Рожкова, педагог воскресной школы Троицкого собора