24 февраля клирик Свято-Троицкого кафедрального собора принял участие во встрече молодежного клуба «Ладья». Встреча была посвящена истории великопостного богослужения.
24 февраля протоиерей Михаил Беликов, клирик Свято-Троицкого собора г.Саратова, начал беседу с того, что в Древней Церкви совершалось множество видов Литургий (около 60), с единым ходом последования, но различных по своей форме. До нашего времени дошли только три вида Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров.
Далее о. Михаил рассказал о великопостном богослужении, которое прежде всего связано с Пасхой. Первоначально в Древней Церкви возникали разногласия по поводу дня празднования великого праздника, так как существовали разные даты празднования в Восточной и Западной Церквях. Спор был разрешен в IV веке на I Вселенском соборе, бывшем в Никее. С этого момента в христианском мире стала распространяться Александрийская пасхалия, согласно которой высчитывалась дата Пасхи: она должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.
Касаясь самого поста, о. Михаил отметил, что первоначально первые христиане постились с вечера Великой пятницы до Пасхи, и сам пост был очень строгим, без вкушения пищи и воды, и длился около 40 часов. Со II века появилась практика 6 дневного поста — так присоединились дни, связанные с воспоминанием Cтраданий Иисуса Христа. И лишь в III веке массово стал появляться сорокадневный пост. Его длительность связана с тем, что Спаситель Cам постился 40 дней в Синайской пустыне, столько же дней занимала интенсивная подготовка оглашенных к таинству Крещения, в Ветхом Завете был закон о десятине, которая относилась и к духовной жизни, чтобы 1/10 времени года человек отдавал Богу. К V веку закрепилась канонически практика 40 дневного поста с присоединением Cтрастной седмицы. На постные правила, в первую очередь, повлияла монастырская практика, а мир старался подражать именно представителям монашества.
Само по себе великопостное богослужение совершенствовалось с древних веков и сложилось в нынешнем виде только к концу I тысячелетия. В начале идут подготовительные три седмицы, которые подводят человека к Святой четыредесятнице. На них уже поются песнопения Триоди Постной, читаются отрывки из Евангелия, рассказывающие о падении первых людей и напоминании о грехе и Страшном Суде, появляется особое умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери..», молятся об усопших сродниках в день особого поминовения. В сам пост меняется схема богослужения: отменяется всякая торжественность, цвет богослужебного облачения меняется на темный, практически не употребляется пение, вводятся великие (т.е. земные) поклоны с молитвой Ефрема Сирина, не служится полная Литургия, а вместо неё совершается Литургия Преждеосвященных Даров, которая по сути представляет собой чин причащения, в ней нет Проскомидии и Евхаристического канона.
На первой седмице читается великий канон Андрея Критского.
Богослужения Страстной недели еще более уникальные, так как мы можем наблюдать все события последних дней земной жизни Спасителя. Так, в воскресенье Он входит в Иерусалим и беседует с народом в виде поучений и притч, в среду совершается предательство Иуды и происходит помазание Его миром, в четверг совершается Тайная вечеря и Господь молится в Гефсиманском саду, где Его и заключают в темницу, в пятницу совершается суд, Господь движется с Крестом на место распятия, совершается казнь и смерть Спасителя. Его снимают с Креста, кладут во гроб и место запечатывают камнем, а в субботу Спаситель пребывает во гробе, сходит во ад и проповедует там.
Батюшка напомнил всем слушающим, что необходимо различать цели поста, такие как покаяние, изменение души, от средств воздержания от пищи, в увеселениях и т.д. Господь сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».(Мф.5, 48). А чтобы встать на путь совершенства нужно бороться с грехом при помощи молитвы и поста.
Подводя итог беседы, о. Михаил отметил, что великопостное богослужение нельзя изучать в теории («кабинетно»), а понять, погрузиться и прочувствовать его можно только побывав и помолившись на службах: «Это не груз древних установок, которые не работают или изжили себя, как считали ранее и считают в настоящее время часть людей, а богатство духовного опыта святых людей, которые постным подвигом очистили себя и говорили по вдохновению Святого Духа», — подчеркнул священник.
Ребята тепло поблагодарили батюшку за полезную беседу, а о.Игорь напомнил, что наступают дни Великого поста, поэтому на следующей неделе в пятницу встречи в молодежном клубе не будет.
Помоги, Господи, провести всем нам этот пост с душевной пользой!