13 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.
Раннюю Литургию совершил клирик собора протоиерей Михаил Беликов в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании богослужения о. Михаил поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, которая была посвящена Евангельскому отрывку от Луки, притче о фарисее и мытаре. Неделей о мытаре и фарисее Святая Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту.
По окончании ранней Божественной Литургии клирик собора иеромонах Алексий (Скворцов) совершил водосвятный молебен.
Позднюю Литургию совершил клирик собора иерей Кирилл Андриенко в сослужении благочинного собора диакона Алексия Грачева.
По завершении богослужения клирик собора отец Кирилл поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, которая была посвящена Евангельскому отрывку от Луки, притче о фарисее и мытаре.
Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил ключарь собора иерей Борис Бурлаков в сослужении духовенства собора.
Одна из основных особенностей богослужения в Неделю о Мытаре и фарисее — пение особых покаянных тропарей. С этого дня на богослужениях начинают совершаться покаянные песнопения из Триоди постной.
Во время Всенощного бдения, на утрени, после полиелея и чтения Евангелия, было исполнено песнопение «Покаяния отверзи двери» (муз. Д.С. Бортнянский). Это песнопение входит в состав богослужения с началом пения Постной Триоди, в канун Недели о мытаре и фарисее. Песнопение «Покаяния двери отверзи» поется на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) в подготовительный период к Великому посту и до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.
Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, сподобися дарований».
Всенощное бдение
Ранняя Божественная Литургия
Поздняя Божественная Литургия