Митрополит Игнатий совершил великую вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого в Свято-Троицком соборе

18 января, в Навечерие Богоявления, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великую вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северо-Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора протоиерей Михаил Беликов; клирик собора, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; клирик собора, секретарь епархиального архиерея иеромонах Алексий (Скворцов); ключарь собора, проректор по дополнительному образованию СПДС иерей Борис Бурлаков; клирик собора иерей Кирилл Андриенко; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова диакон Андрей Николаевцев; благочинный собора, заместитель руководителя молодежного отдела диакон Алексий Грачев.

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Троицкого собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.

По окончании Литургии был совершен чин великого освящения воды, освящено коливо.

Владыка поздравил всех с праздником и напомнил: «Господь снизошел на воды Иорданские, когда Спаситель крестился от Иоанна Предтечи. Христос погружался в Иордан, куда опускалось много грешных людей, ибо Иоанн Креститель призывал всех к покаянию, а с погружением в воду, как считалось, очищались грехи искренне кающихся. Сегодня мы совершили чин великой агиасмы и в молитвах просили Бога, чтобы Он дал живительную силу этой воде. Но она может быть целительной только тогда, когда у нас есть вера во Христа. Если мы веруем только в магическую силу воды и не веруем во Христа, не приобщаемся к самому главному таинству – Евхаристии, то и вода, как правило, остается бездейственной. Благодать Божия изливается на всех – и на праведных, и на грешников – но только те люди, которые воспринимают Христовы заповеди о любви, о покаянии, сподобляются исцеления души и тела».

«К сожалению, большая часть тех, кто сегодня стоит на службе, не причащались. Видимо, большинство пришли просто за водой, а самое главное таинство, в котором Христос отдает Себя в жертву, осталось для них в стороне. Это неправильно. Мы можем получать от Господа блага и дары, но мы должны Его принимать в свое сердце. Слова Спасителя «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мк. 14, 22) обращены к каждому из нас, но мы часто стоим в стороне. Святая вода – это хорошо, но вот только действенна она бывает тогда, когда мы как должно принимаем Господа и Спасителя. И я надеюсь, что завтра те, кто придет за водой, постараются приступить и к таинству Евхаристии», – заключил архипастырь.

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Фотографии Ивана Привалова