21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.
Раннюю Литургию совершил клирик собора протоиерей Евгений Еськов в сослужении клирика собора иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании Литургии отец Евгений поздравил прихожан с воскресным днем, поблагодарил всех за совместную молитву и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.
Позднюю Литургию совершил настоятель собора иерей Александр Бородовицын в сослужении клириков собора иерея Александра Станотина и диакона Кирилла Андриенко. По окончании богослужения отец Александр поздравил прихожан с воскресным днем, поблагодарил всех за совместную молитву и обратился к верующим с проповедью, Недели о мытари и фарисее.
По окончании поздней Литургии клирик собора иерей Андрей Фомин совершил водосвятный молебен.
Одна из основных особенностей богослужения в Неделю о Мытаре и фарисее — пение особых покаянных тропарей.
С этого дня на богослужениях начинают совершаться покаянные песнопения из Триоди постной.
Во время Всенощного бдения, на утрени, после полиелея и чтения Евангелия, было исполнено песнопение «Покаяния отверзи двери» (муз. А. Ведель). Это песнопение входит в состав богослужения с началом пения Постной Триоди, в канун Недели о мытаре и фарисее. Песнопение «Покаяния двери отверзи» поется на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) в подготовительный период к Великому посту и до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.
Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, сподобися дарований».
Ранняя Божественная Литургия
Поздняя Божественная Литургия