Божественная литургия в Свято-Троицком соборе в Великую Субботу

18 апреля, в Великую Субботу,  Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил вечерню в соединении с Литургией Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора иерей Николай Генсицкий, протоиерей Михаил Беликов, протоиерей Евгений Еськов, иерей Борис Бурлаков,  протодиакон Александр Пушкарев, протодиакон Олег Дроздов, иеродиакон Паисий (Шурухин).

Во время Божественной литургии в Великую Субботу  вместо «Херувимской» на Великом входе поется песнопение «Да молчит всякая плоть человеча…»

Перед причастием клирик собора иерей Борис Бурлаков зачитал Синаксарь во Святую Великую Субботу.

По заамвонной молитве Митрополит Лонгин совершил освящение хлеба и вина.

Затем Владыка вознес совершаемую ежегодно в Великую Субботу во всех храмах Русской Православной Церкви молитву о мире на Святой Земле.

После Божественной Литургии на площади перед собором Митрополит Лонгин освятил куличи, пасхи, крашенные пасхальные яйца.

Освящение куличей и пасох совершалось при пении воскресного тропаря: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе».

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища, род освященного хлеба. Вкушение освященных куличей и пасох должно напоминать нам о причащении истинной Пасхи Христовой и соединять всех верных во Иисусе Христе. Освящение снеди служит к освящению самих людей, их благоговейно употребляющих.

Освящать продукты к пасхальному столу  – это благочестивая традиция.  Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть. Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Употребление освященных пасох и куличей в течение всей недели после Пасхи —  Светлой Седмицы у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день пасхальной седмицы богоизбранный еврейский народ вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же верующие в первый день праздника Пасхи после Божественной литургии, по традиции совершаемой в ночь с субботы на воскресенье, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — едят благословенные куличи и пасху.

Фотографии  Андрея Гутынина