1 марта, накануне Великого поста, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Николай Генсицкий совершил вечерню с Чином прощения.
После отпуста вечерни отец Николай коленопреклоненно прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы и обратился к прихожанам с пастырским словом. Он поздравил всех с наступающим Великим постом и пожелал прихожанам в дни поста жить вместе с Церковью, переживать с ней каждый день. Полагая начало постному подвигу, отец Николай первым попросил прощения у священнослужителей и прихожан собора. Затем прихожане испросили прощения у священнослужителей и друг у друга.
Во время Чина прощения праздничный хор собора исполнил песнопения молитвенно-покаянного содержания, в числе которых «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских», «Седе Адам прямо рая», а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».
Во время вечернего богослужения в храме молились 159 человек.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И сами прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверие Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. Со временем эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Фотографии Ивана Привалова