История собора

Троицкий собор – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ нашего города.

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году (1). После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший(2). В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением. В 1694 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение(3). Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг (4).01

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик (5). 02

Поздняя трапезная пристроена к собору предположительно в 50-60-х гг. 18 столетия(6) .

Собор вместе с городом неоднократно страдал от пожаров. Наиболее разрушительные последствия для храма имел пожар 1774 года – в его стенах появились трещины. Примечателен тот факт, что через несколько лет после пожара 1774 года по распоряжению Екатерины II из «отнятого от мятежников (пугачевцев) имущества», которого в Астраханской губернской канцелярии хранилось 81 руб. 91/2 коп., была выделена половина суммы для «исправления» погоревшего в Саратове собора. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, предписывающую даже разобрать храм по причине ветхости и выстроить новый. Но саратовцы тогда лишь временно закрыли храм, особенно любимый горожанами. За трещинами наблюдал специальный комитет из почетных прихожан. В частности, в него входили известные купцы М.А. Устинов, Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. В 1798 – 1799 гг. на средства Михаила Андрияновича Устинова под стены собора были подведены контрофорсы, укрепившие здание, и возведена над ними крытая галерея (в связи с чем собор утратил часть своего декора), на западной стороне над галереей была устроена 2-х этажная паперть, которую венчал треугольный фронтон. 03а

Перестройки храма существенно изменили его первоначальный облик, собор потерял часть своего внешнего декора и присущую этому архитектурному стилю динамику, но приобрел яркую индивидуальность, а своим силуэтом стал больше походить на корабль – «ковчег спасения».03

Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали многие приезжие исторические личности, а также царственные особы.

Точно известно о посещении Троицкого собора императором Петром I в июне 1722 г., во время его Персидского (или Каспийского) похода в Закавказье. Остановка царского каравана, плывшего по Волге, была сделана в Саратове ради встречи с калмыцким ханом Аюкой – правителем и владыкой калмыцких племен, почевавших в междуречье Волги и Урала. Запись в «Походном журнале» о пребывании Петра I в Саратове гласит: «с утра Его Величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни» (Походный журнал 1722 г. СПб, 1855)(7) . В 1809 года Императором Александром I в Саратовский Троицкий собор была «всемилостивейше пожалована» новая «крещатая» ризница, состоявшая из нескольких дорогих облачений и наделавшая «много шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел!» – повествует об этом событии в своем дневнике протоиерей Троицкого собора Н.Г. Скопин(8). В 1863 г. наш храм посетил наследник всероссийского престола великий князь Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. В целях ознакомления будущего императора со страной в июле 1863 г. было предпринято путешествие цесаревича со свитой по Волге. Великий князь отстоял литургию в соборе и приложился к особо чтимой иконе – Спаса Нерукотворного. В июне 1913 г. Саратов посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра II) и Мария Павловна, вдова великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II, президент императорской Академии художеств. Хроника «Саратовского листка» за июнь 1913 г. повествует о пышной встрече царственных особ и посещении ими старого собора.

Принимал у себя Саратов и цесаревичей Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и будущего императора Александра III с супругой. Однако не все царственные особы во время своих визитов в Саратов посещали Троицкий собор, так как с 1826 г. он перестал быть кафедральным и гостей встречал «новый» собор – Святого благоверного князя Александра Невского. Интересен тот факт, что уже в «перестроечные» времена саратовский Троицкий собор вновь принимал у себя представителей Дома Романовых. До 1992 года династической главой семейства Романовых являлся великий князь Владимир Кириллович (правнук Александра II, 1917–1992). В год 380-летия дома Романовых Саратов посетили приехавшие из Франции супруга великого князя Леонида Георгиевича, его единственная дочь Мария Владимировна, которая унаследовала положение главы династии, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. В сопровождении Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) высокие гости посетили Троицкий собор. 04

В веке 20-м собор уцелел чудом. 13 сентября 1934 г. прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского горсовета постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушения кирпичной кладки стен, оград и наличия трещины в арках колонн, невыполнении обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В течение 1934 г. община верующих пыталась опротестовать это решение. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина. Давление на православную общину Свято-Троицкого собора было столь сильным, что в 1935 г. «коллектив верующих» попросил горсовет расторгнуть с ними договор, т. к. они не имели средств для выплаты причитающихся с них платежей ренты и налога со строений, «ввиду того, что не имели в церкви службы с июля 1934 г.»

Президиум ВЦИК 20 февраля 1936 г. вынес окончательное решение о закрытии собора.

С 20 февраля 1936 г. собор стал собственностью государства, которое передало реквизированное здание Краевому музею. Именно этот собственник фактически спас старейший в Поволжье храм от уничтожения, приспособив здание храма под фондохранилище. В 1942 г. при «уплотнении» в соборе размещалось и ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР). Намеченное в 1939 г. размещение в соборе самостоятельного музея Истории религии и атеизма не состоялось. В тяжелый для страны и города 1942 год собор вновь стал духовной опорой для прихожан и одним из центров сбора материальных средств для воинов, сражающихся с фашистской Германией. Подготовка «старого» собора к открытию, комплектование причта и двадцатки, а также назначение настоятеля было осуществлено архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым). Решением Исполкома Саратовского горсовета депутатов трудящихся 3 октября 1942 г. Свято-Троицкий собор был передан общине верующих в арендное пользование.

Через три дня – 6 октября — назначенный архиепископом Андреем настоятель храма иеромонах Борис (Вик, будущий Епископ Саратовский и Вольский) подписал договор о передаче собора в арендное пользование с областным отделом народного образования в лице директора Областного музея краеведения М.А. Голубевой.

05a Уже вечером 7 октября в праздник преподобного Сергия Радонежского в храме состоялось первое богослужение. 8 октября на утренней литургии свою первую проповедь произнес отец Борис. И в тот же день был подписан договор «группой верующих, в числе 20 чел.» и заместителем председателя горсовета Андреем Фроловичем Железняковым о передаче собора «группе верующих православного вероисповедания в бессрочное бесплатное пользование». В это время собор вновь стал кафедральным, т.к. «новый» собор был уже разрушен. 05

Окончательно решением арбитражного суда Саратовской области собор был передан в собственность прихода в сентябре 2004 года.
До 50-х гг. прошлого века Троицкий собор не был расписан.22 июня 1949 г. Свято-Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, путешествовавший по Волге. Осмотрев храм, он благословил произвести в нем ремонт и расписать стены собора. Настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к написанию фресок артель иконописцев из Палеха. Росписи были сделаны в обоих хра06мах Троицкого собора.

С 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены.

В 1988 году весь православный народ торжественно отмечал 1000-летие Крещения Руси. Основные торжества по этому поводу в Саратовской епархии проходили в стенах Троицкого собора.

В этом юбилейном году наш храм посетили многочисленные зарубежные делегации.06б

Свято-Троицкий собор хранит память о многих поколениях верующих, возносивших здесь молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которых было много в истории России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое Богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Епископ Саратовский и Царицинский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе вначале XX века был создан «Строительный Комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора» и настоятель нашего храма протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества. В нижнем Успенском концерт в честь 1000-летия в соборе 07храме Троицкого собора хранится частица мощей священномученика Гермогена (Долганева), переданная в Саратов из Тобольской епархии. 62-летнего
заслуженного протоиерея Геннадия Махровского, прослужившего в Троицком соборе 37 лет, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли 30 сентября 1919 года в рамках объявленного ЧК «красного террора». Похоронен О. Геннадий в общей с остальными убиенными могиле на Воскресенском кладбище г. Саратова. 06a

Служили здесь и другие известные и любимые саратовцами Владыки, в том числе первый епископ вновь учрежденной в 1799 году Саратовской Епархии Гаий Такаов епископ (впоследствии архиепископ) Иаков (Вечерков) епископ Вениамин (Милов), архиепископ (затем митрополит) Григорий Чуков, епископ (впоследствии митрополит) Борис (Вик), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской).

В июне 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и впервые за всю историю города Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Богослужение в Саратове, в Свято-Троицком соборе.

08На рубеже 20-21 вв. собор вновь остро нуждался в ремонте. С конца 1990-х гг. начались серьезные работы по укреплению фундамента собора и колокольни, которая к тому времени приобрела опасный наклон. В марте 2001 года ввиду аварийного состояния Троицкого собора статус кафедрального был временно перенесен на саратовский Духосошественский собор. В 2000-х гг. была произведена самая масштабная реконструкция в истории Троицкого собора. Инициатором и организатором процесса восстановления, а вернее – спасения саратовской святыни является Высокопреосвященнейший Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский. Нижний Успенский храм был отреставрирован в ходе работ 2004–2007 годов и освящен 10 декабря 2006 года. Все работы по реставрации нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора велись под руководством настоятеля Свято-Троицкого собора игумена Пахомия (Брускова), ныне Преосвященнейшего Пахомия, епископа Покровского и Николаевского. В октябре 2014 года была полностью окончена реставрация верхнего храма Троицкого собора. Все работы с высоким качеством, профессионализмом и добросовестностью произведены бригадой строителей-реставраторов под руководством М.Д. Фунта. В ходе реставрационных работ не представлялось09 возможным сохранить прежние палехские росписи собора, т.к. со стен полностью снимался штукатурный слой, производились вычинки поврежденной кирпичной кладки, укреплялись в проблемных местах своды и устанавливались новые потолочные перекрытия, монтировалась новая система отопления и вентиляции, устанавливались утраченные железные связи. Однако была сохранена преемственность стилистического оформления интерьеров храма. Новые росписи собора были выполнены мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

24-25 октября 2014 года во время Первосвятительского визита в Саратов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании великого освящения семинарского храма огласил указ о возвращении Свято-Троицкому храму г. 011Саратова статуса кафедрального собора. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с Митрополитом Лонгином и епископом Покровским и Николаевским Пахомием посетил и осмотрел Троицкий собор. Святейший Патриарх передал в дар храму образ Покрова Пресвятой Богородицы и дарохранительницу.

 

2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин с собором духовенства совершил чин великого освящения верхнего храма Троицкого собора и первую в нем, после освящения, Божественную литургию.  Новые росписи верхнего, Троицкого, храма собора были выполнены мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Икона Спаса Нерукотворного – самая древняя почитаемая святыня Саратовской Митрополии. В соборе пребывают образы особо чтимой иконы Казанской Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе 2005 года010 состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Хранится он в нижнем Успенском храме Троицкого собора. В нашем соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», образ святого великомученика целителя Пантелеимона. В 2010 году в Свято-Троицкий собор доставлена Иверская икона Божией Матери, специально написанная и освященная на Святой Горе Афон по заказу прихожан собора — копия с той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами.

Для сохранения и изучения церковных древностей и исторических сведений о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории нашего собора при нем был создан в 2012 году первый в Саратовской митрополии церковный музей.

В 2012 году на территории Свято-Троицкого собора завершилось строительство нового административного корпуса, в котором располагаются воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Итак, на рубеже 3-го тысячелетия саратовцы снова сохранили и восстановили свой старый собор, по-прежнему в нем возносится молитва к Богу, в Троице Единосущному, по-прежнему собор служит людям и является украшением нашего города.

Свято-Троицкий кафедральный собор  является объектом культурного наследия Саратова федерального значения.

(1)Беликов М.П. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных.- Саратов, 2015.С. 24
(2)Там же, с.110
(3)Там же. С.190
(4)Там же. С. 277
(5)Там же. С. 309
(6)Там же. С.332
(7)См.: Максимов Е.К., Мезин С.А. Города Саратовского Поволжья петровского времени. Спб,2010.С. 162.
(8)См.: Скопин Н.Г., протоиерей. Записки дневные о делах и вещах достопамятных // Саратовский исторический сборник. Т. 1. Саратов, 1891. С. 378.