В Неделю Торжества Православия

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Из Слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): За что мы любим Православие и Православную Церковь? В дни Своей земной жизни, дорогие мои, Господь наш Иисус Христос объ­единил около Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо приблизил к Себе апостолов.

Из верующего во Христа народа и стала скла­дываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов – первые руководители этой Церкви, ее пастыри и учители.

Нелегка была их задача. Нужно было не толь­ко научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство, но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апосто­ла, этим ересям надлежит быть, чтобы явились искусные (1 Кор. 11, 19), то есть наиболее право­верные и стойкие из уверовавших во Христа. Побе­да правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов.

С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселен­ский Символ веры, который мы слышим в наших храмах за каждой Божественной литургией.            Этот символ с 842 года Святая Церковь особо торжественно провозглашает в день Торжества Православия, то есть в сегодняшний день, в особом молеб­ном чине словами: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Други наши! Наша вера потому называется апостольской, что неповрежденно и нерушимо хранит и себе всё, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании.                                                                 Эту веру свято чтили и защищали на церковных Соборах и в своих творениях святые отцы и учители Церкви. Ею они – святые отцы – спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой. Как подлинно истинная и спасительная, даю­щая нам благодатные силы яже к животу и благо­честию (2 Пет. 1, 3), она называется еще правоверием или Православием.

Как видим, дорогие наши, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов, святых отцов Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих – мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.                                                   

Этой верой спасались и все наши благочестивые предки, завещав нам как зеницу ока хранить эту веру и спасаться ею… Так помолимся сейчас, дорогие наши, тем, кто святостию своей освящал и освящает и нам путь к истине. Помолимся и о тех, кто трудами своими и болезнями сохраняет верность истине и теперь. И попросим Господа, чтобы и нам быть не чуждыми этой верности и трудов до последнего дня своей жизни и до последнего удара своего сердца.

«Русь Святая, храни веру православную»!
Новомученики и исповедники Российские

Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово и просияла за это время подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мученичества и исповедничества для России явился XX в. – время жесточайших гонений на Русскую Церковь.

Главой сонма мучеников и исповедников за веру Христову стал св. Патриарх Тихон. Он писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся… погубить дело Христово… Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас вместе с собою <…> если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить всё, веря, что не без воли Божией совершается это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».

В списки Российских мучеников и исповедников за Христа вошли имена десятков тысяч представителей духовенства и монашествующих, сотен тысяч мирян. На исходе второго христианского тысячелетия Русская Православная Церковь принесла Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм новомучеников и исповедников Российских XX в. Показательно обстоятельство: в 37-м году, в самый разгар сталинских репрессий, когда одно упоминание о вере могло повлечь за собой  расстрел, тюрьму, ссылку, на проходящей в стране переписи населения более половины взрослой  его части объявили – можно сказать, исповедали – себя верующими.

И нам бы понять теперь, что земные представители Святой Руси это уже не те, кто жил когда-то, в давние времена, а мы с вами, ныне живущие православные, по крайней мере, должны ими быть.

Подготовила Людмила Кузнецова