Увек, или город как история империи

str177-1Никита Аникеев окончил в этом году школу, а прошлым летом его дипломным проектом в студии «Проун», что работает при Саратовском доме архитекторов, стал «Музей степи», посвященный археологическим раскопкам на Увеке. О своем проекте рассказывает сам Никита.

У России две опоры, две ноги – Киевская Русь и Золотая Орда…

Р. С. Хакимов

Жители современного Саратова, конечно, слышали о посёлке Увек на окраине города, может быть, даже как-то проезжали мимо, но мало кто знает, какую фантастическую историю может рассказать этот остаток древнего города, существовавшего в то время, когда на территории Саратовского края не было ни одного русского поселения.

Золотоордынский город Увек (Укек) являлся культурным и сельскохозяйственным центром, а сейчас это настоящий исторический памятник былого величия Золотой Орды, находящийся на южной окраине города Саратова. Можно сказать, что Увек был прообразом Саратова.

str177-2Начиная рассказ об Увеке, следует разобраться, что же представляла собой Золотая Орда? В первой половине XIII века единое государство Монгольская империя во главе с великим Чингисханом разделилась на три улуса (части), одной из которых стал управлять сын Чингисхана – Джучи. После его смерти власть перешла к его сыну Батыю. Именно улус Джучи в Древней Руси прозвали Золотой Ордой.

Батый, великий завоеватель, известный по «Батыеву нашествию» на Русь, основал в степи вдоль Великого Волжского торгового пути город Увек. Он тянулся вдоль берега Волги на 2 км. Согласно путевым запискам Марко Поло (1262 год), город получился красивым и благоустроенным. В Увеке были широкие улицы, водопровод и канализация. В центре города располагались мечети, дворцы, бани и медресе (школы). Фасады зданий украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Вдоль Волги были базары, ремесленные мастерские и небольшие дома, в которых проживали торговцы и ремесленники. В одной из частей города существовали и христианские церкви. В 1261 году была создана Сарайская епископия Русской Православной Церкви. Расцвет города пришёлся на правление хана Узбека (1312-1342 годы), который принял ислам как государственную религию Золотой Орды. Увек имел огромное политическое значение для государства, в городе находился Монетный двор, и в современных str177-3раскопках найдено множество монет различного достоинства и оформления. Известны также бытовые предметы, оружие и украшения из Увека. Согласно данным археологии, город имел сельскохозяйственную округу из земледельческих поселений на Волге и её притоках. Некоторые поселения располагались на территории современного Саратова.

В конце XIV века Увек, как и другие центры Золотой Орды, приходит в упадок из-за междоусобных войн и ослабления власти. Города Золотой орды не обносили стенами, и, по одной из версий, гибель города произошла после разгрома его Тамерланом в 1395 году. Однако некоторые поселения всё же сохранились, и в настоящее время существует тот самый посёлок Увек в Заводском районе Саратова.

Археологические раскопки Увек-ского городища многократно проводились в 90-е годы XIX и в начале XX века. В ходе раскопок были найдены коллекции предметов, свидетельствующие о жизни и быте жителей города. Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства. Все материалы с Увекских раскопок хранятся в Саратовском областном музее краеведения и в ряде других музеев. А в 1995 году было предложено поставить Увек на учёт в качестве памятника федерального значения. Также изучением Увека и Увекского городища занимается Археологический отряд Саратовского государственного университета.

str177-4Город Увек имеет своё место в истории нашего края. Изучение его существования, устройства, даже нравов и обычаев его жителей должны подтолкнуть нас к созданию некоего музея, посвящённого изучению истории этого города и его эпохи. Увек, как и вся Золотая Орда в целом, имел огромное влияние на развитие Руси. Наследие Увека нужно признать неотъемлемой частью нашего края и постараться, чтобы у нас, жителей Саратова, имелось хотя бы небольшое представление об истории этого уникального города.

Я стал интересоваться Увеком только тогда, когда задумал проект своего музея. Дело в том, что я люблю историю, и мне нравится изучать интересные вещи. Например, мне нравится стрельба из лука, и в детстве я любил смотреть фильмы про рыцарские турниры, поэтому сейчас Средневековье – мой любимый период во всей мировой истории. Племена знаменитых кочевников – татар и монголов – и конечно Увек существовали в средневековый период.

str177-5Увек показался интересной темой. Город кочевников, он представлялся мне крепостью в пустыне, и я стал собирать о нем информацию. К сожалению, хороших фотографий с его раскопок я не нашёл, но зато есть целая папка текстовых документов: из книг я узнал, что вообще находилось на Увеке. Из Интернета я получил информацию об истории основания и упадка, а также про архитектурные сооружения городища. Известно, что в это время православные церкви и часовни были во многих городах и поселках Нижнего Поволжья, и, судя по находкам на Увеке, здесь также существовала православная церковь, о которой пока мало что известно. Из всего этого я понял, что изобразить Увек на картинке таким, какой он есть, будет очень трудно, поэтому в моём музее представлены непосредственно раскопки и Увекское городище.

str177-6Что касается проекта своего музея, то сначала он задумывался как «Музей кочевников» и, пройдя несколько стадий эволюции, превратился в «Музей степи».

Согласно моему проекту, музей представляет 2-этажное сооружение, один из этажей – подземный. Крыша и стены музея полупрозрачные – для зрительного расширения пространства. По бокам ведут галереи, а в центре – раскопки Увека, посёлок кочевников и объекты из ранней стрелецкой крепости Саратов.

Использованы фотографии Алексея Леонтьева и фото из личного архива автора.