Страстная седмица

str10-1Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Каждый день Страстной седмицы Великого поста посвящен особому воспоминанию евангельских событий, которое находит отражение в песнопениях и Евангельских чтениях на утрени и Литургии. В Страстную седмицу не совершается празднование памяти святых и не бывает поминовения усопших, так как вся седмица посвящена исключительно страданиям и крестной смерти Господа.

Первые три дня

Великий Понедельник посвящен воспоминанию о ветхозаветном патриархе Иосифе, который был продан братьями в Египет, пострадал, а затем прославился и тем прообразовал страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день вспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы. Ей уподобляется человек, который не принес духовных плодов — истинного покаяния, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник мы вспоминаем обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа и праведность Его суда.

В Великую Среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя и этим приготовившая Христа к погребению. В этот же день Иуда, обнаруживший мнимой заботой о нищих свое сребролюбие, решает продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.

В первые три дня Страстной на утрене особым умилительным напевом поется тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи…» Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает к духовному бодрствованию. Также в эти дни поется светилен: «Чертог Ттвой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», который служит источником для размышлений о кончине дней жизни человека, об ответе каждого из нас перед Господом и о надежде на милосердие Владыки.

В среду, в связи с воспоминанием дня, поется также покаянная стихира инокини Кассии: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена …», исполненная глубочайшего смысла. В ней автор, сравнивая себя с женой, омывшей ноги Спасителя, соединяет покаянный плач о собственной греховности и надежду на любовь Христа.

Существует традиция в эти дни на третьем, шестом и девятом часах прочитывать все Четвероевангелие или же Евангелие от Иоанна до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий…» (Ин. 13, 32), с которых начинается Евангельское чтение на утрене Великой Пятницы.

В течение всего Великого поста за богослужением читаются паремии из Ветхозаветных книг. Паремии в первые дни Страстной содержат прообразы спасительных страданий Христа. Так, на вечерне в первые четыре дня читается паремия из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и чудесном избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из книги Иова, невинного и безропотного страдальца, также служившего прообразом Христа.

В Великую Среду в конце Литургии последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с тремя земными поклонами.

Великий Четверг

В этот день мы вспоминаем четыре важнейших события из жизни Спасителя: омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; Тайную Вечерю, на которой Господь установил новозаветное Таинство святой Евхаристии; молитву в Гефсиманском саду и предательство Христа Иудой на страдания и смерть. Литургия в этот день совершается по чину св. Василия Великого после вечерни, так как Сам Господь установил Евхаристию вечером. По благочестивой традиции, христиане стараются причаститься в этот день.

В древности в этот день после окончания Литургии, в Патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении совершался трогательный чин омовения ног. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия Патриарх или архиерей, сняв с себя облачение, умывал и вытирал полотенцем ноги сидящим по обе стороны двенадцати священникам, изображающим собою учеников Господа. В наши дни традиция совершать чин омовения ног сохранилась на Святой Земле.

Великая Пятница

В день Крестной Смерти Спасителя совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Главное содержание утрени Великого Пятка (которая совершается в четверг вечером), составляет чтение двенадцати Евангелий – избранных глав, подробно повествующих о последних часах жизни Спасителя. В промежутках между чтениями принято петь пятнадцать антифонов, дополняющих и поясняющих течение евангельских событий. В них раскрывается трагедия еврейского народа, который на протяжении многих веков ожидал Мессию и не узнал Его.

Литургия в этот день не служится по причине глубокого сокрушения, а также потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

На вечерне – она служится около двух часов дня – из алтаря выносится Плащаница и полагается посреди храма. Этот обряд изображает снятие с Креста Тела Господа и положение Его во гроб. На малом повечерии, которое следует после этого, читается перед Плащаницей канон, повествующий о распятии Господнем и о плаче Пресвятой Богородицы над Телом своего Божественного Сына.

Великая Суббота

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа. Пребывая Телом во гробе, душею Спаситель сходит во ад, побеждает смерть и вводит в рай души праведников, с верой ожидавших Его пришествия. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».

На утрене Великой Субботы (которая совершается накануне, в пятницу вечером) настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы. По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». Как правило, стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. «Похвалы» представляют собой дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. После окончания великого славословия совершается крестный ход с Плащаницей вокруг храма. В сам день Субботы служат литургию свт. Василия Великого.