Сегодня мы вновь публикуем материалы из готовящейся к изданию книги, посвященной истории Свято-Троицкого собора. Автор книги – клирик Саратовской епархии протодиакон Михаил Беликов, продолжает свое интересное исследование на тему о подземных ходах под собором, приводит разного рода свидетельства: краеведов, очевидцев, старожилов, прессы… Отмечая при этом, что документального научного подтверждения достоверности этой информации пока не имеется.
Самое раннее упоминание о якобы имеющихся под Музейной площадью подземельях содержится в одной из работ Ф. Духовникова, который сообщает: «К особенностям древней части г. Саратова нужно отнести… подземные ходы, которые есть под Старо-соборной площадью и в других местах. На дворе духовного училища (нынешняя школа № 25.– М.Б) заметили, что во время таяния снега вода, скоплявшаяся на этом дворе, с шумом стекала в один из таких подземных ходов. Вообще местность прежнего центра г. Саратова нуждается в опытном исследователе, который только и может объяснить многие факты, приведенные выше».
Упоминание о подземных ходах под Троицким собором имеется и в известной нам книге В.П. Соколова. Он пишет о «особом склепе под левою стороною притвора-галлереи, обращенной к Никольской церкви», в котором был погребен майор А.Т. Шахматов и сообщает (в сноске), что по преданию, «от склепа к югу и северу есть подземный ход, который на юг доходит до середины двора, ныне принадлежащаго купцу Лобанову и занятого садом (угол Покровской и Московской ул.), а при жизни А.Т. Шахматова и позднее принадлежащаго воеводской канцелярии, на север же этот ход выходил в Глебов овраг. Такой же ход и в тот же овраг, говорит другое предание, ведет со двора старой семинарии (Областной музей краеведения. – М.Б.). Назначение этих ходов было – укрывать в них жителей города и их имущество, а также документы, царскую казну и пр., в случае нападения на город заволжских кочевников и понизовой вольницы. Местным археологам следовало бы проверить, насколько правдоподобны эти предания».
Саратовскими краеведами последующего времени собраны разного рода свидетельства, рассказы очевидцев и старожилов, предания и легенды, в которых упоминаются остатки подземных ходов в районе нынешней Музейной площади.
Множество сведений по этому вопросу было собрано краеведом Н.Н. Семеновым и опубликовано в некоторых его работах. Мы приведем здесь обширную цитату из книги С.А. Браташовой и А.В. Иванова «Антропогенные пещеры» с подборкой сведений о следах подземелий в районе Музейной площади с той целью, чтобы читатель имел представление, о чем идет речь и о том, как следует относиться к этим данным.
«Много сведений о них (подземных ходах. – М.Б.) собрал известный саратовский краевед Н.Н. Семенов.
“Слухов о подземных ходах под старым (Свято-Троицким) собором всегда ходило достаточно. Говорили, будто бы еще в прошлом веке на углу Соляной и Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) стоял каменный дом богатого купца; из подвала этого дома шел к собору подземный ход. Рассказывали, что в 1938 г. в воротах дома № 9 по проспекту Ленина провалилась под землю лошадь с телегой. В провале была видна верхняя часть ниши каменного хода, направленного на собор. В то время на соседнем углу возле Пешего базара доламывали церковь Рождества Богородицы. Обломками кирпича провал быстро засыпали и разбираться не стали…
Приходилось слышать и такое: в прошлом веке в бывшем келейном корпусе Спасопреображенского монастыря (здание поныне стоит на углу Лермонтова и Челюскинцев) жили заштатные монахини (видимо, в церковной богадельне). Ходили будто бы эти монахини в старый собор по подземному ходу…
В XVII веке воеводский дом и Казенная палата располагались на месте теперешнего краеведческого музея. Естественно предположить, что Свято-Троицкий собор, строительство которого закончилось в 1695 году, тогда же был соединен подземным ходом с уже существующей системой подземных ходов воеводского подворья”.
Н.Н. Семеновым были собраны устные свидетельства очевидцев. М.Л. Тарасевич… при жизни рассказывал: “В начале осени сорок первого я служил в Саратове в саперном батальоне. Городу нужны были бомбоубежища. В городской комитет обороны поступило письмо от одного из старожилов: под старым собором есть подземный ход, пригодный для бомбоубежища. Мне дали четырех красноармейцев и отправили этот ход искать. В соборе в ту пору был склад – мы оттуда проникли в подземный ход, очень сырой, выложенный кирпичом, с арочными сводами. Пройдя метров десять, мы уперлись в завал. Завал разбирали два дня. Но за ним был еще завал, и, в конце концов, выбравшись из подземелья, я доложил начальству, что ходы для бомбоубежища непригодны…” А мальчишки, проникавшие в подвал под собором ранее, в 1933–1935 годах, видели несколько подземных ходов. Один из них, Михаил Салтанов, лично проникший в подвал Троицкого собора, рассказывал: “Все три хода шли из одного места. В нижнем храме в придельной трапезной, под местом, где раньше стоял свечной ящик, был лаз, прикрытый каменной плитой, а под ним небольшой подвальчик с тремя входными нишами. Сейчас всё завалено мусором. Первый ход проходил под крещальной пристройкой у северной стены храма, шел в направлении 25-й школы (бывшей духовной семинарии) и дальше в овраг. Второй ход шел на восток в казну (Казенная палата, сейчас здание краеведческого музея). А третий шел в Крестовоздвиженский женский монастырь”… и по неясным слухам, даже далее в направлении Увека. Подтверждение слов о подземном ходе от Крестовоздвиженского женского монастыря к Троицкому собору поступило при строительстве на его месте гостиницы “Словакия”, тогда обнаружились два подземных хода, далее соединявшихся в один на подходе к собору.
О ходе к семинарии упоминает еще газета “Саратовский листок” за 1907 г. “В Свято-Троицком соборе (в нижнем храме) вместо дубовых полов настилают каменные, и по открывшемуся подземному ходу многие горожане проникают в духовную семинарию”. Н.Н. Семенов предполагает наличие ответвлений от основных ходов.
Поблизости от собора на Московской, Покровской, Соляной, Часовенной в старые времена стояли дома богатых бояр и купцов с глубокими каменными подвалами; есть сведения, что эти подвалы были соединены с главными соборными ходами, частично и между собой. По слухам, ходы подходили и к старейшей в городе Казанской церкви… и к другим церквям”.
Несколько очевидцев утверждают, что лазили в подземный ход, идущий в направлении собора из деревянного сарая домика ктитора и… часовни (Лермонтова, 42). По нему вроде бы в прошлые века монахи ходили в собор к всенощной и заутренней службам, что несколько сомнительно, учитывая высоту хода около метра (хотя она могла несколько сократиться за длительное время при наносах грунта).
Жители одного из домов на улице Чернышевского утверждают, что в 70-х годах проживавшие тут ребята из подвала попадали в Троицкий собор… “есть основания полагать, что в подземных ходах под Свято-Троицким собором находятся склепы, захоронения священников собора. Один такой склеп был обнаружен в 60-х годах у северной стены храма, когда копали траншею для теплотрассы. Он оказался пустым. Неизвестна и судьба семи могил священников, располагавшихся вдоль ограды против алтарной части храма”… Н.Н. Семенов пишет: “Рассказывали, что в часовне Казанской церкви, вход в которую находился с угла… дома, раньше был подземный ход, по которому еще в XVIII веке ходили к заутрене в Троицкий собор. В нижнем этаже левого крыла здания раньше был дровяной сарай без окон, принадлежавший жившему во втором этаже церковному причту. В углу сарая виднелась дыра, и через нее мальчишки лазили в подземный ход. Далеко ходить боялись – там, по слухам, скелет лежал”».
В книге братьев Семеновых «Весна на Рабочей улице» приводится еще один любопытный факт: «Вопрос о подземных ходах имеет прямое отношение к сохранности старинных, в том числе церковных, зданий на Музейной площади. Примером может служить история варварского отношения к подземному ходу, идущему из собора в бывшие семинарские подвалы. Ход этот начинается из притвора нижнего храма, идет поблизости от колокольни далее через садик. Против входа в собор помещалась диспетчерская Трамвайного управления, а выгребная уборная для них – сразу при входе в садик. В конце тридцатых годов они эту уборную перенесли и разместили с внешней стороны церковного забора как раз над местом, где на глубине от шести до восьми метров проходил подземный ход. Многолетнее использование уборной вплоть до 1955 года привело к подтоплению и обрушению подземного хода в непосредственной близости от колокольни, и вскоре стал заметен ее наклон, который с течением времени быстро усиливался».
В упомянутой книге С.А. Браташовой и А.В. Иванова сообщается, что в 90-х годах прошлого столетия часть территории к северу от Троицкого собора была обследована методом «вертикального электрического зондирования». На обследованном участке были зафиксированы на глубине нескольких метров зоны разуплотнения грунта с признаками, указывающими на рукотворный характер этих образований, что может свидетельствовать о наличии под землей остатков каких-то сооружений.
С.А. Браташова и А.В. Иванов допускают возможность существования под Музейной площадью и под собором подземных сооружений. Вместе с тем указанные авторы вполне резонно отмечают, что исторические обстоятельства «не способствовали сохранению и передаче сведений о подземных архитектурных сооружениях», и что при исследовании данного вопроса возникает проблема, которая «заключается в отсутствии достоверной информации».
Действительно, если обратить внимание на приведенные выше свидетельства, то можно видеть, что здесь по преимуществу употребляются следующие выражения: «слухов о подземных ходах… ходило достаточно», «говорили», «рассказывали», «приходилось слышать, будто бы», «по неясным слухам» и т.п. Отметим также, что случаи обнаружения подземных сооружений никогда и никем не описывались, не исследовались и не фиксировались документально, «по горячим следам». Таким образом, скорее всего, мы имеем в этой области дело с городскими легендами, рассказами старожилов и преданиями, не имеющими документального научного подтверждения.
Продолжение следует.
Протоиерей Михаил Беликов