Музей при Троицком соборе

str10-18 ноября на заседании Экспертного совета грантового конкурса «Православная инициатива-2011» был утвержден список проектов, рекомендованных к финансированию. От Саратовской области победили 18 проектов. В их числе – проект Свято-Троицкого собора.

Проект нашего собора называется «Свято-Троицкий собор – сердце Саратова» и предполагает создание музея истории храма. В этом музее история собора будет показана в тесной связи с историей нашего города. По замыслу авторов, музей призван быть не только хранилищем памяти о прошлом собора. На его базе возможно плодотворное сотрудничество с воскресными школами города, общеобразовательными и высшими учебными заведениями, культурно-просветительскими учреждениями. В музее планируется создать как постоянную экспозицию, так и проводить временные выставки, материалы которых станут поводом для разговора о Православии, о значении храма в жизни человека, о необходимости знания истории своей малой родины.

Проект по созданию музея планируется осуществить при активной помощи научных сотрудников Саратовских музеев. Одним из авторов и организаторов проекта является ведущий научный сотрудник отдела экспозиционно-выставочной работы художественного музея им. А.Н. Радищева И. В. Воронихина, которой мы решили задать несколько вопросов о будущем музее.

– Ирина Васильевна, скажите, пожалуйста, в чем, на Ваш взгляд, принципиальная разница между храмом и музеем?

– Музей – это хранилище памятников истории, культуры, которые вырваны из контекста, из естественной среды бытования и законсервированы. Основные функции музеев – хранительская, просветительская, исследовательская, причем главная из них – именно хранительская. А в храме произведения церковного искусства вовлечены в постоянную насыщенную духовную жизнь.

– Создание музеев при храме – явление современное или что-то подобное существовало в прошлом?

– Конечно, существовало. Церковные ризницы всегда были хранилищами христианских святынь, замечательных произведений церковного искусства. До революции при епархиях были древлехранилища, куда свозили наиболее ценные иконы, облачения. Это были своеобразные музеи при храмах. Сейчас эта традиция возрождается. Думаю, что в наше время создание общедоступных музеев при храмах и монастырях – это, прежде всего, возможность расширить миссионерскую деятельность Церкви. Музей при храме – это своеобразная форма проповеди, привлечение внимания к истории, культуре и духовным ценностям Православия.

– Как возникла идея создать музей при Троицком соборе?

– Эта идея возникла три года назад. Инициатором был, конечно, отец Пахомий (на сегодняшний день епископ Покровский и Николаевский, а тогда – настоятель Троицкого собора). Почему именно при нашем соборе? Я думаю, ответ очевиден. Храм старейший в регионе, с него начинался правобережный Саратов. Он является духовным центром и духовным символом Саратова, самым интересным памятником архитектуры. Мы хотим рассказать о том, что Троицкий собор дал городу и что город дал собору.

Когда отец Пахомий предложил мне принять участие в создании музея при соборе, это было для меня достаточно неожиданно. Хотя мое образование и музейный стаж и позволяли заняться подобной деятельностью, но были сомнения: хватит ли моих знаний, компетенции, сил. Сейчас я очень благодарна отцу Пахомию, что он дал мне возможность заняться таким увлекательным и полезным делом. Создание музея – процесс очень сложный, но и творческий, «затягивающий»! Для нашей митрополии этот проект уникален, и тем интереснее принимать в нем непосредственное участие.

– Каким Вы хотели бы видеть будущий музей?

– Хотела бы по возможности видеть его живым музеем, не строго академическим. Использовать новые музейные технологии, которые позволяли бы понять, что история – это не застывшее прошлое, а живой организм. На мой взгляд, Троицкий собор пример того, как в современном мире должен развиваться приход. Священнослужители, сотрудники прилагают огромные усилия, чтобы все было на высшем уровне – и богослужение, и развитие певческих традиций. Для реставрации икон приглашаются высокопрофессиональные реставраторы, такие же, как в музеях. Поэтому при создании экспозиции нам нужно выдержать эту планку. Нужно, чтобы музей был создан не по остаточному принципу, а на уровне последних музейных достижений, чтобы он был по-настоящему интересен своим посетителям.

– Требуется ли Вам помощь прихожан в создании этого музея?

– Хотелось, чтобы прихожане узнали о работе по созданию музея и приняли в ней участие. Если в семьях хранятся фотографии, документы, вещи, которые достались от священнослужителей, прихожан прежних десятилетий, мы просим поделиться с музеем. С фотографий и документов мы просто снимем копии и вернем их владельцам. Особенно мало материалов, освещающих историю собора во время Великой Отечественной войны.

– Наш номер выходит в дни празднования Рождества Христова. Что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Здоровья и разумной смелости. Мы часто жалеем себя или боимся брать на себя ответственность, думаем, что это может сделать кто-то, но не я. Мне кажется, нужно быть дерзновеннее и не бояться реализовывать свои таланты, заложенные Богом.

Беседовала Марина Шмелева