«Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся» (Ф.М. Достоевский).
На вопросы о посте (и не только о его пищевой составляющей) отвечает клирик нашего собора иеродиакон Паисий (Шурухин).
– «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?» Что хотел сказать этими словами философ?
– С тех пор как наши прародители в раю решили для себя вопрос «есть или не есть» в пользу «есть», эта проблема не дает покоя человечеству до настоящего времени.
Однажды древнегреческого философа Сократа спросили о причине его крепкого здоровья в столь солидном возрасте, тогда как молодые люди имеют множество болезней. Сократ ответил: «Дело в том, что я ем для того, чтобы жить, а они живут для того, чтобы есть». Мне кажется, что этим ответом философ кратко определил назначение пищи как достаточного ресурса для жизни и развития человека (быть ресурсом, но не смыслом и целью жизни).
Изгнанному из рая Адаму Бог определил питаться полевой травой (см.: Быт. 3, 18), и только в послепотопное время разрешил употреблять в пищу мясо (см.: Быт. 9, 3). По толкованию блж. Феодорита, этим разрешением Бог, провидя склонность человека к идолослужению и обожествлению животных, предостерегает его от воздаяния божеского почитания земным существам, которых дозволено убивать и употреблять в пищу.
Но человек ухитрился сотворить себе идола и из еды, хотя во все времена праведники говорили о пагубности этого пути. Читаем в притчах: Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом (Притч. 23, 19–20). Апостол Петр призывает жить не по человеческим похотям, но по воле Божией, не предаваясь пьянству, излишеству в пище и питии (1 Пет. 4, 2–3). Однако человек всё более предавался страсти чревоугодия. А еда, становясь всё более внешне привлекательной и благодаря различным дополнениям всё более вкусной, окончательно превратилась из «ресурса для жизни» в средство для получения удовольствия, наслаждения. Формируется и насаждается культ еды, культ потребления; одновременно в погоне за здоровьем, красотой, благополучием формируется культ тела. Человек начинает жить ради себя, заменив собой Бога и поклоняясь себе. Стараясь забыть при этом о неизбежности смерти, неизбежности распада того, ради чего он стал жить – своего тела, окончательно подавив душу и, что хуже всего, обрекая себя на смерть в вечности. Философ Сократ жил в V в. до Р.Х. Его слова дошли до нас из глубины веков. Библейские по духу, они призывают нас задуматься о смысле человеческой жизни, определить приоритеты.
– «Пост в широком смысле слова» – как его понимать?
– Дав человеку жизнь, Бог указал ему и путь ко спасению, оставив за человеком право выбора – идти по этому пути или, отказавшись, выбрать другой. Выбор зависит от того, какую цель ставит человек перед собой в жизни: либо в согласии с волей Бога, следуя Его заповедям, идти ко спасению, либо все силы направить на достижение земного материального благополучия. При выборе надо понимать, что никакие материальные приобретения, ценности, чины и звания не утешат нас в смертный час и не послужат оправданием на будущем Суде. Апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 15–17). Мы можем в той или иной мере не любить мир, не жить «как все», но полностью отстраниться от него у нас не получится.
Понимая это, Церковь устанавливает особые периоды в жизни христиан – время поста. Это время особых усилий: в молитве, в покаянии, в совершении добрых дел… – в благоустроении всей своей жизни по воле Божией.
При этом не следует понимать пост лишь как отказ от скоромных продуктов. «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит в предохранении себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу», – говорит св. Варсонофий Великий. Так и в богослужении Великого поста мы слышим: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Воспримем как некую «подсказку» слова св. Тихона Задонского: «Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения, да постятся ноги твои от хождения на злое дело».
Такой пост, как одно из средств очищения всего «сосуда» – человека и внутреннего, и внешнего (см.: Мф. 23, 25–26) способствует его спасению. Это и есть пост «в широком смысле». Долго, трудно, но – дорогу осилит идущий, с Божией помощью, разумеется.
– Пост для нас обязателен, или каждый может делать выбор сам?
– «Что есть человек, если не состоящее из души и тела разумное существо?» – так определил человека св. Иустин Философ. По учению Отцов, высшим началом в человеке является душа. Соответственно, тело должно находиться в подчинении у души, но не наоборот. Последствия грехопадения сказались на всем человеке – и на душе, и на теле. Тело стало тленным, смертным. Душа, утратила свою главенствующую роль и, по словам св. Антония Великого, «соединившись с телом, заключилась во мраке тела», стала его «служанкой».
Восстановление нарушенной субординации – основная цель христианской аскетики. Пост при этом необходим: усмиряя плоть, он возвращает ее в подчинение душе. Как сказал один из подвижников, для христианина тело – это «осел», его требуется держать в подчинении – мы должны ездить на осле, а не осел на нас. Так что – или «осла на себе возить», или поститься…
Однажды, очень давно, наши прародители поступили по своей воле, последовав «совету» не того советника (см.: Быт. 3, 1–6)… Что за этим последовало, мы знаем. Не будем слушать «древнего змия», а обратимся к опыту Церкви, ее Священному Преданию. Св. Исаак Сирин говорит: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?»
– Ограничения в пище не повредят здоровью?
– Пост сопровождает человека еще со времен Адама и Евы. Постились ветхозаветные праведники, постился Господь, Его ученики и последователи, постились монашествующие и миряне – постилась и постится вся земная Православная Церковь. Ограничения не повредят, если, конечно, не проявлять «ревность не по разуму»: Церковь не заставляет всех поститься по монастырским правилам – и сам режим поста для мирян не столь строгий, и в определенных случаях допускаются послабления по благословению священника. Учитывая то, что в Церкви установлено четыре многодневных поста, плюс к тому постимся по средам и пятницам, а некоторые еще и в понедельник, пост в целом, включая и ограничения в продуктах, должен для православных стать нормой.
Говоря о влиянии ограничений в питании на здоровье, стоит посмотреть – от чего же именно мы отказываемся: увы, это не те натуральные продукты, которые были раньше. Названия говорят сами за себя: молокосодержащие, сыросодержащие (и даже сыроподобные), «со вкусом» и «запахом»… Отказываемся от консервантов, красителей, ароматизаторов, различных «Е» и прочей химии (для здоровья очень вредной), от импортного мяса, зачастую считающегося в странах-экспортерах условно съедобным. Был свидетелем сценки: продавщица, протягивая покупателю пакет с импортной клубникой, чистосердечно предупредила: «только детям не давайте, детям это нельзя». Думаю, наш организм радуется, ожидая поста как отдыха от такого питания.
И я бы не советовал лукавить, используя постный майонез, соевые мясо и молоко и прочие «постные» суррогатные заменители скоромных продуктов (обманывая себя – оправдаемся ли пред Господом за лукавство?).
Хорошо сказал митрополит Антоний Сурожский: «Я голоден, потому что тело требует пищи, но я проявляю жадность потому, что душа делает выбор между тем, что кажется вожделенным, и прочим. Мой отец как-то сказал мне – никогда не держи дома ничего “вкусненького”, никакой любимой пищи». Хорошо бы следовать этому совету хотя бы во время поста. Думаю, каждый замечал, насколько чаще наша мысль обращается к холодильнику, если в нем находится не просто кастрюля с кашей.
– Бывает и так, что мы «не едим мяса, но поедаем брата своего»…
– Слова эти принадлежат св. Василию Великому. Он писал: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешься от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах». Cв. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Многие христиане… считающие грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день чего-либо скоромное, без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают». Способов «поедания» много, каждый сам может определить свой – достаточно вспомнить заповеди Закона Божия (ведь большинство из них связаны с отношением к ближним) и честно себе ответить – всё ли я исполняю? Если нет – увы, по частям, или сразу, но брата вы «поедаете».
Учтите, что наше «людоедство» с особой силой проявляется в дни постов и праздников. В это время враг рода человеческого, лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), усиливает свои нападки на нас, чтобы либо ослабить решимость поста, либо омрачить радость праздника. Однако в этих нападениях есть и положительная сторона – они приучают нас к бдительности. Например: внезапное раздражение, злость на ближних. Откуда?! И вспоминаешь – так сегодня же праздник!.. И ты уже начеку, как говорят – «предупрежден, значит, вооружен». Или другое: лично я уже «усвоил», что если на улице в морозный день внезапно возникает нелепая мысль: «хорошо бы сейчас мороженое съесть», то можно не сомневаться – по церковному календарю сегодня постный день. Подобных примеров много. Часто постовые искушения вызывают осложнения в отношениях между людьми. Разжигая вражду, «супротивная сила» хочет привести нас к нарушению самой главной Божией заповеди – заповеди о любви. Не доставим ей («силе») этой радости.
– О. Паисий, скажите нашим читателям в начале Великого поста что-нибудь ободряющее, укрепляющее…
– Хорошо. Только укреплять буду не своими словами, а словами православного подвижника XX в. священника Валентина Свенцицкого. Обращаясь к каждому из нас, православных христиан, он пишет: «Держи и соблюдай пост как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».
Кто с этим не согласен?..
Беседовала Людмила Кузнецова, 10 марта 2019 год