Валентина Николаевна Кондратьева, деятельная и энергичная, целеустремленная и неунывающая, хорошо известна на нашем приходе, да, пожалуй, и за его пределами. Она отвечает в соборе за очень важное дело, за социальное служение, служение любви и милосердия, она уверена, что на любом приходе найдутся отзывчивые люди с добрым сердцем, готовые с радостью помочь ближним, нужно только проявить желание и организовать этих людей. Сегодня Валентина Николаевна, как бы подводя некий итог, рассказывает, в чем конкретно заключается это служение для нее и ее добровольных прихожан-помощников, и о том, как она к нему пришла.
«Мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствую-щие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать пропове-дью без слов, проповедью более убедительной и действенной. Призывая всех вас к делам милосердия, хочу напомнить забытую пословицу: “Не бойся сильной грозы, а бойся убогого слезы”» (Патриарх Алексий II, 2004 г.).Социальное служение и благотворительность существуют в Христовой Церкви с древних времен. К ним направляют нас Святое Евангелие, заповеди Божии, определяющие закон жизни, данный нам Творцом. В этом законе забота о ближнем, христианские любовь и милосердие занимают важное место: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). В Своей первосвященнической молитве, перед преданием на крестные страдания, Господь Иисус Христос просил: Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11).
Единение человеческих душ всех верующих во Христа уподобляется единству лиц Святой Троицы. На земле нет такого единения, с которым можно было бы сравнить церковное единство. Оно нашлось только на Небе, где царит несравненная любовь. К такой любви призваны и люди, об этом Христос молился Отцу Небесному: Пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет (Ин. 17, 26).
И мы, христиане, в единстве с Богом и Церковью, освященные любо-вью Христовой, призваны светить в мире и являть свою веру делом. В современном мире, который страшен своим немилосердием и всё более погружается во тьму равнодушия, ненависти и эгоизма, особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.
Святейший Патриарх всея Руси Кирилл в своих проповедях и обращениях определяет пути и формы развития социального служения, благотворительности и милосердия в епархиях и церковных приходах.
Исходя из опыта социального служения в нашем соборе, я наблюдаю за нашими прихожанами и вижу, как эти удивительные, отзывчивые люди с рвением и огнем в сердце, а также со смирением и кротостью помогают ближнему. Численность желающих помочь – 250 человек и более.
Наши добровольные помощники – люди разных профессий, среди них актеры и художники, воспитатели и бухгалтеры, рабочие и инженеры, врачи и медсестры, юристы, педагоги (да всех и не перечислишь). Все они помогают нуждающимся, принимая послушание, как награду от Господа, с радостью и любовью.
***
Благотворительная деятельность в нашем соборе начинается с его ключаря – священника Николая Генсицкого, так как он первый принимает решения. С его благословения начинается помощь всем обремененным и нуждающимся, просящим у Бога милости и заступления.
Конкретизируя дела нашего прихода по направлениям деятельности, хотелось бы сказать, что оказывается помощь одиноко проживающим пре-старелым, немощным, больным, инвалидам и т.п. Первейшей обязанностью стало не оставить без внимания, не оттолкнуть от Церкви, не пройти мимо, не бросить на произвол судьбы ни одного человека.
Что мы делали в минувшем 2014 г. С каждым из обратившихся за помощью беседовали, выясняли обстоятельства и причины его бедствий. Направляли на работу, на медицинское обследование, предоставляли кров, оказывали помощь по оформлению пенсий и документов, устраивали в дома инвалидов. Помогали сиротам, которые по возрасту вышли из интерната и встали на самостоятельный путь. Уделяли внимание малообеспеченным семьям. По просьбе заключенных отправлялись посылки в места лишения свободы. Проводили юридические консультации. Прихожане-добровольцы помогали в уборке храма и прилегающей территории, работали в трапезной. Посещали больных, ухаживали за ними, убирали квартиры, готовили еду, выполняли отдельные поручения.
С большой заботой прихожане отнеслись к беженцам с юго-востока Украины, их беду приняли, как свою. По зову сердца несли в храм продукты, лекарства, средства гигиены. Участвовали в сборе денежных средств. Как только прибыла первая партия беженцев, была организована большая поставка одежды (и теперь по мере необходимости обеспечиваются одеждой все нуждающиеся). Одна из прихожанок собора предоставила для проживания беженцам дом с участком в селе Донгуз. Ежемесячно собирается пожертвование на оплату квартиры матери с детьми. Вся эта деятельность продолжается и сейчас, в 2015 г.
***
А бывает и такое: приходят мужчины – молодые и здоровые, имеющие руки, ноги, ум – и просят денег (чаще всего, якобы на дорогу). Апостола Павла они не читали и потому, наверное, не знают, что могущий работать не должен просить подаяние. Таким мы денег не даем, но даем возможность эти деньги заработать. К сожалению, большинство из них при этом просто исчезают…
***
Меня спрашивают, как я пришла к Богу. Отвечаю: вся моя жизнь – это путь к Богу, через радость, познание и скорби. Началом пути было крещение во младенчестве в Свято-Троицком соборе Саратова, в одном из двух действующих на тот период храмов. Жила рядом с храмом, школа с одной стороны, а с другой – выложенная булыжником ул. Ленина (ныне ул. Московская). Работала в РУЖДе, в здании напротив входа в собор. Храм – как корабль, плывущий по великой русской реке Волге.
Многие соседи в нашем дворе были верующие люди. Они посещали церковь. Писали записочки, молились, крестились, расставляли свечи перед иконами и иногда брали меня с собой.
В одном доме со мной жил батюшка – отец Георгий Осипов, его фото я видела в музее нашего собора. Я очень любила его и ждала воз-вращения со службы. Он был одет в черную рясу, ласковый, с улыбкой и добрыми глазами.
Внешняя жизнь церкви проходила на моих глазах. Наблюдала как несли детей на крещение, видела крестные ходы, похороны и с особым интересом следила за венчанием, на которое собиралась детвора.
Храм привлекал с необычайной силой, но переступить порог было не просто, возникало истинное благоговение и боязнь совершить то, что может не понравиться Богу. И всегда на паперти я видела много нищих с протянутыми за милостыней руками. Я знала их в лицо, помнила, кто где стоит или сидит. Беззащитных и сердитых, одетых в лохмотья, разутых, без ног, без рук, слепых – разных. Смотрела на них, горе проникало в сердце и было очень их жалко.
Через литературу, музыку, живопись я познавала историю человечества. Например, в 16 лет, посещая Эрмитаж, я увидела большое живописное полотно Тициана «Кающаяся Магдалина». Красота Магдалины, ее распущенные волнистые волосы, слезы раскаяния и ее страдание до сих пор у меня перед глазами. Что случилось с этой девушкой? Как произошел потоп? Кто такой Ной? Зачем Бог сотворил человека? Что такое бесконечность? Где начало и основа вселенной? Я знакомилась с философскими и религиозными концепциями, но не находила ответов. Поиск истины занимал ум и сердце.
И вот свершилось чудо! Господь Бог привел меня на служение в мой родной храм, где мне открывается Премудрость Божия. Мое воцерковление началось с посещения воскресных богослужений и библиотеки храма, с чтения духовных книг. Неоценимую помощь я получила от библиотекаря собора. Она стала моей первой учительницей – советовала, разъясняла, а я впитывала ее наставления. Она увидела мое стремление к творческой деятельности, способности и опыт, который можно было использовать в социальном служении.
Участие в церковных Таинствах, проповеди священников помогали мне познавать истину, и жизнь моя изменилась, она стала радостной, исчезли сомнения.