Святой Григорий Нисский говорил, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. День и ночь лились у него слезы, но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслью к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему». Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно наставление так начинает Ефрем: «Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог свое долготерпение к тебе. Придите, братья мои, придите, рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним день и ночь. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении». За свои высокие поучения святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. «Прославлять мне надобно того, – говорит Григорий Нисский, – кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире».
Родился прп. Ефрем Сирин в начале 4 в. в г. Низибии (в Месопотамии). Родители – христиане, бедные земледельцы. В юности он отличался раздражительным, вспыльчивым характером. «За маловажные дела вступал в ссоры, – как свидетельствует в одном из своих сочинений сам Ефрем Сирин,– поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям. Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость».
Его несправедливо обвинили в краже овец и бросили в темницу. Там однажды во сне он услышал голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни… Вскоре он был оправдан и освобожден. После всего пережитого, глубоко раскаявшись, юноша решил уйти от мира в горы к отшельникам.
Прп. Ефрем стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского. Под его руководством прп. Ефрем приобрел христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Свт. Иаков, зная высокие достоинства своего ученика, поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенcкий Собор в Никее (325). Прп. Ефрем пробыл у свт. Иакова в послушании 14 лет, до его кончины.
После взятия персами Низибии (363) прп. Ефрем покинул пустыню и отправился в г. Эдеcсу. Работал для пропитания у содержателя бани, а в свободное время проповедовал слово Божие язычникам. Затем удалился в пустынную Эдесскую гору. Начал писать толкования на Пятикнижие и снова вернулся к тому служению, к которому был призван. Устно и письменно он учит покаянию, вере и благочестию, обличает арианскую ересь. Язычники, слушая его проповеди, обращались в христианство.
Проповеди являются лучшей частью его сочинений. Прп. Ефрем Сирин не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. Главный аргумент в его проповедях – умелая цитата из Свщ.Писания, главное содержание их – ученье о жизни «для Бога и в Боге». Несоответствие реальной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от мирской суеты, о борьбе со страстями, изображает смерть, Страшный Суд, загробную судьбу грешников и праведников. Он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на государственную и общественную службу. Его проповедь покаяния не порождает мрачного душевного состояния. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние представляется как тяжкий грех. Одни поучения его кратки. Другие – настоящие беседы, диалоги учителя с учениками. Третьи – толкования отрывка из Свщ. Писания, чередующиеся с нравоучениями. Четвертые – обширные тематические «слова», ораторское изложение с пространными объяснениями. К последним относятся наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: Семь слов о втором пришествии Христовом, О воскресении мертвых, О страданиях Спасителя, О кресте, О терпении, О вере, О посте, О добродетелях и пороках, О гордости.
Прп. Ефрем, по своему смирению, считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих ПУСТЫННИКОВ. Его приняли как желанного гостя, и сам он получил большое утешение от общения с пустынниками.
На обратном пути он посетил свт. Василия Великого, который хотел посвятить его в пресвитера. Но преподобный счел себя недостойным и, по настоянию Василия Великого, принял лишь сан диакона, в котором и пребывал до самой смерти. Впоследствии свт. Василий Великий приглашал прп. Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить предложение, считая себя недостойным этого сана.
По возвращении в Эдесскую пустынь прп. Ефрем хотел провести конец жизни в уединении. Но в это время в г. Эдессе свирепствовал голод. Прп. Ефрем своим словом побудил богатых оказывать помошь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Эдессой, где и оставался до конца своей жизни.
Сочинения Ефрема Сирина еще при его жизни были переведены на греческий язык. Многие из них читались в храмах после Свщ. Писания. Число его сочинений доходило до 1000, не считая молитв, сос¬тавленных им и отчасти вошедших в богослужебное употребление, также стихотворений, излагавших церковное учение и положенных на народные напевы, чтобы противодействовать ереси Вардесана.
Строгий ревнитель веры и благочестия, прп. Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Еретики предлагали свои идеи в поэтической форме, что придавало им некую привлекательность. В своем противостоянии им Ефрем Сирин и сам начал излагать истинное учение о Боге и его отношениях к нам (на основании Свщ. Писания) – в такой же поэтической форме. Народ с жадностью внимал песнопениям святого отшельника и забывал песни еретические. Еретики так были раздражены успехами св. Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием и едва не убили его. Но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения написаны св. Ефремом в виде благоговейных размышлений и назначались им для народного употребления, а частью для пения в храме и написаны стихами.
Св. Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвеных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенной торжественностью. Ему же принадлежат глубоко трогательные стихиры, поэмы при погребении.
Из молитв, составленных им, особенно известна молитва, читаемая в дни Великого поста: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь».
Первое место среди сочинений Ефрема Сирина занимают его толкования Свщ. Писания. Для анализа библейского текста Ефрем Сирин использует такие жанры, как прозу, повествовательную поэзию, артистическую прозу и лирическую (строфную) поэзию.
Две работы св. Ефрема составлены в стиле художественной прозы. Одна из них содержит размышление по поводу Страшного Суда, начальной фразой которого служит «полированное зеркало Евангелия, которое придает сходство каждому, кто смотрится в него. Оно отвергает все уродливые дефекты с тем, чтобы люди могли излечиться, однако красивых оно предупреждает об осторожном отношении к своей красоте» (1-е письмо к Публию). Св. Ефрем сравнивает отдельные отрывки из Евангелия с отражением, видимым в зеркале: «Некоторые из них говорили: «Мы ели и пили в Твоем присутствии», но Господь сказал им: «Не меня вы хотели увидеть, вы просто ели хлеб и наполняли стаканы»».
Здесь св. Ефрем видит своe отражение в зеркале Евангелия: «И вот я, который был подобен всем им, находил убежище в Его имени и получал всякую выгоду от почестей, воздаваемых Ему, распространял повсюду Его имя как покрывало над своими грехами, – вот я охвачен страхом, ужас сотрясает меня, великий трепет объял меня, заставляет повернуть вспять, и, может быть, отыскать условие, нужное для узкого пути. Этот путь ведет в землю спасения».
Ефрем Сирин написал две повествовательные поэмы: о пророке Ионе и плаче Ниневии и о грешнице, которая умастила миром ноги Иисуса. Обе поэмы представляют собой христианизацию иудейского жанра, который назывался «пересказывание Библии» и включал в себя импровизацию – пересказ библейского текста. В прекрасной и трогательной поэме о грешнице св. Ефрем прослеживает ее путешествие до дома, где отдыхал Иисус. По ходу ее путешествия он повествует о продавце драгоценных мазей. Описывает то, как она приняла свое окончательное решение изменить свою жизнь. Эта поэма – образец лирической поэзии св. Ефрема.
Одной из главных тем, которой св. Ефрем посвятил огромное число стихов, было «сошествие Христе во ад», в мир мертвых. Сама эта тема может быть описана в повествовательной или мифологической манере. Это и делает св. Ефрем, местами даже юмористично, в серии драматических эпизодов, где идет спор между персонифицированными образами смерти и сатаны касательно Иисуса и времени Крестной смерти. Оба эти персонажа проявляют исключительные знания и начитанность в области библейского текста – это был интеллектуальный вызов для читающей аудитории св. Ефрема, включая сюда и наших современников.
В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в их жизни занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь для них была временем плача, поста и трудов. «Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие – внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог». Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность восприять труд как блаженство и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит прп Ефрем, тот там воспаряет в горняя, кто здесь очистит ум свой – тот там узрит славу Божию. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.
Залог обожения в нас – Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской – покаяние. Прп. Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в Таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще – они животворят, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога.
В огненной купели покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».
Подготовила Варвара Проценко