19 января Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Крещения Господня. В этот день множество народа приходит в православные храмы не только помолиться за богослужением, но и набрать крещенской воды.
В этот праздник мы вспоминаем Крещение св. Иоанном Крестителем Иисуса Христа в водах Иордана. Об этом событии повествуют все четыре Евангелиста (Матфей 3, 13-17; Марк 1, 9-11; Лука 3, 21-23; ср. Иоанн 1, 33, 34).
На тридцатом году Своей жизни, перед выходом на проповедь, Христос пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель проповедовал покаяние в грехах и крестил народ. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» И услышал в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14, 15). Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов. После Крещения Христа для каждого человека Крещение становится началом восстановления первоначального образа Божия, поврежденного грехом. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает к Нему. В воде Крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно стать образом Христа, нужен труд всей жизни.
Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).
История праздника
Первое упоминание о празднике Крещения (Богоявления) мы находим в «Строматах» св. Климента Александрийского (3 в.). Долгое время он был связан с праздником Рождества Христова, но впоследствии эти события стали праздноваться раздельно. Начиная с 4 в., на Востоке к 6 января (ст. ст.) было приурочено Крещение оглашенных. В связи с этим возник обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник для их Крещения.
До 11 в. великое водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших триодях. В 11, 12 вв. появляется обычай совершать водоосвящение дважды: в навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.
Праздник Крещения на Руси
В Русской Церкви первоначально Великое освящение воды совершалось только в канун праздника Крещения, так как до 14 в. на Руси господствовал Студийский устав. Двукратное освящение воды в Русской Церкви началось со времени, когда Иерусалимский устав стал постепенно вытеснять из употребления устав Студийский. Впрочем, славянские памятники говорят как о двукратном освящении воды, так и об однократном.
Великая агиасма – вода, освященная в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения. Она освящается, кроме троекратного погружения честного Креста, еще крестным знамением, благословением и особыми молитвословиями. Крещенская вода — одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление от душевных и телесных недугов, гасит пламя страстей. Воду не только пьют, но и окропляют ею жилище и разные вещи. Крещенскую воду принято пить натощак и бережно хранить в святом углу, возле икон.
Современный вид чин водоосвящения получил в основном в 16 в. Но и в 17 в. были некоторые разногласия по поводу времени совершения водоосвящения. В книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе» указано на совершение водоосвящения как до, так и после Литургии. Лишь в 1681 г. Патриарх Иоаким «указал сему действу быть после литургии».
В Русской Церкви водоосвящение как в навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. Обрядовая сторона этого праздника на Руси приобрела сугубо национальный характер. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения.
Торжественное предпразднество начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с Литургией и вечерней, после чего совершалось водоосвящение. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий к бакам с водой ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона.
По освящении воды Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.
Крещение
В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на Москву-реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».
Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные берега Москвы-реки.
И вот наступал долгожданный час Великого освящения воды. Все, от царя до простолюдинов, стояли без головных уборов, несмотря на лютый мороз. По окончании освящения крещенской водой окроплялись царские знамена, после чего Патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылал ее «наверх» для окропления икон. При целовании креста первосвятитель окроплял водой царя и его приближенных. По окончании торжества Крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути Патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились при свечах. Крещенские торжества происходили по всей русской земле.
С верою и рассуждением
Крещенскую воду христиане уносили из храмов по домам и берегли в течение года. Ее принимали натощак с великим благоговением и осторожностью, как величайшую святыню. Заботливость о святыне простиралась так далеко, что даже прорубь крещенскую оберегали от осквернения. Ее огораживали, а женщинам не разрешали стирать в ней белье.
Русский народ имел глубокую веру в святость крещенской воды. Поэтому, по примеру Иерусалимской Церкви, где в день Крещения множество паломников купались в Иордане, наши предки сооружали проруби, несмотря на крещенский мороз. Имея глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что посредством купанья в ней можно избавиться от болезней, православные люди безбоязненно окунались в прорубь.
Но, к сожалению, этот благочестивый обычай обрастал бесчисленными суевериями, языческими обрядами, которые подрывали авторитет Церкви и нарушали древневосточный чин праздника Крещения. Например, ранее церковного водосвятия люди отправлялись на реку, где вырубали во льду крестообразную прорубь, считая, что таким действием вода уже освятилась. Этот обычай носил явно неправославный характер. Считалось также, что Бог в этот момент не только слышит молящихся, но и исполняет все их просьбы. Бытовало множество других заблуждений относительно свойств крещенской воды и купания в проруби в этот день.
И в наши дни, когда многие современники имеют весьма смутное представление об основах Православия, празднование Крещения Господня приобретает порой весьма странные формы. Вот шумная толпа нетрезвых людей купается в проруби. Если поинтересоваться у них, в чем смысл их действий, можно услышать самые странные ответы. На вопрос, откуда они узнали, что так следует отмечать церковный праздник, в ответ можно услышать что угодно, только не «от священника, в храме». Некоторые из этих людей на вопрос: «Крещены ли Вы?» – уверенно отвечают: «Да – я купался в проруби на Крещение!»
К сожалению, порой люди приходят в этот день в храм не на богослужение, а за неким материальным подкреплением своей веры (а иногда и вообще без веры). Крещенская вода воспринимается ими на уровне языческого оберега. Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой. Причем это неблагоговейное, взвинченное настроение иногда распространяется и на воцерковленных людей. Несмотря на то, что они слышат проповеди батюшек, постоянно ходят в храм.
Такое поведение свидетельствует о том, что человек не понимает, зачем пришел в храм. Нужно принять Христа как образ и правду жизни, а не ждать от Него материальных выгод и чудесных знамений. Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства.
Всем, посещающим храм в праздник Крещения Господня, уместно вспомнить притчу об исцелении расслабленного у Овчей купели. Каждый год Ангел освящал воду в той купели так, что первый входивший исцелялся. И 38 лет один человек не мог дождаться своей очереди, пока его не исцелил Сам Христос. Этим Господь показал, что отныне благодать дается не раз в год и не самому торопливому, а всем в изобилии, но особенно – смиренным.
Иерей Александр Станотин