Святая Церковь на протяжении многих веков сохраняет нам неоценимое сокровище – богослужение. До нашего времени не утрачена его красота, сила воздействия на душу человека. Поэтому так ценим мы труды св. Отцов, посвятивших свою жизнь песнотворчеству. В их числе имя прп. Иоанна Дамаскина, богослова и песнотворца VIII века, занимает одно из первых мест.
Прп. Иоанн Дамаскин, великий поэт, крупнейший богослов и борец за Православие, родился в 680 году в столице Сирии Дамаске в знатной христианской семье. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика стал христианин. С этой целью он выкупил пленного инока Косму. Ему было поручено воспитание Иоанна вместе с приемным сыном вельможи – Космой, впоследствии епскопом Маиумским.
После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя. В это время в Византийской империи свирепствовала иконоборческая ересь: уничтожались иконы, а их почитатели сурово преследовались. Будучи хорошо образованным и одаренным писателем, Иоанн Дамаскин очень убедительно писал в защиту православного почитания икон. Греческий император Лев Исавр, убежденный иконоборец, отослал подложное письмо, в котором обвинил Иоанна в измене калифу.
Восточный деспот, не разобрав дела, приказал заключить Иоанна в тюрьму и отсечь ему правую руку. В тюрьме Иоанн положил свою отсеченную руку перед иконой Богородицы и долго молился. Во сне Пречистая Дева явилась святому страдальцу и, милостиво взирая на него, сказала: «Вот рука твоя здорова, не скорби более». Прп. Иоанн проснулся и увидел, что рука его приросла, остался только узкий шрам, напоминавший о казни. В избытке радости и благодарности к милостивой Заступнице он сложил песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…», которая и до сих пор исполняется в православных храмах. В благодарность Богородице он заказал из серебра изображение кисти руки и прикрепил его к иконе, перед которой совершилось чудо. Это икона получила название «Троеручица».
Весть о чуде дошла до калифа. Он вызвал прп. Иоанна, разобрался в деле и убедился в его полной невиновности. Чтобы загладить свою вину, калиф предложил святому крупную награду и высокие почести. Но прп. Иоанн, поняв, как непрочны земные блага и мирская слава, отказался от всего. Раздав свое имущество, он удалился в обитель св. Саввы Освященного. Так как прп. Иоанн был очень знаменитым человеком, никто из монахов не решался брать его к себе на послушание. Наконец один старец согласился им руководить с условием, что прп. Иоанн ради смирения ничего не будет писать. Он согласился и начал жить и трудиться в монастыре, как обыкновенный инок.
Через нескольких лет у одного из монахов умер отец, и он попросил прп. Иоанна написать заупокойную молитву. В приливе вдохновения святой написал молитвенные гимны, которые до сего дня поются в храмах при отпевании.
Узнав, что прп. Иоанн нарушил послушание, старец разгневался на него и хотел изгнать из монастыря. Но Богоматерь явилась ему во сне и сказала: «Не заграждай более источника Моего. Дай ему течь во славу Божию». Проснувшись, старец понял, что Богу угодно, чтобы прп. Иоанн посвятил себя писательскому труду.
Наследие святого песнотворца
Оставшуюся жизнь прп. Иоанн посвятил богословскому и литургическому творчеству. Его перу принадлежит значительный систематический труд «Точное изложение православной веры», который стал впоследствии образцом для восточных и западных богословов. Он не утратил своего значения до настоящего времени.
В области гимнографической деятельности одной из главных заслуг прп. Иоанна Дамаскина нужно признать создание Октоиха, или Осмогласника. Преподобный составил песнопения на воскресные дни, разделив их на восемь гласов, а также установил определенный способ их пения. Введение Октоиха произвело значительную перемену в составе богослужения. Поэтому прп. Иоанн пересмотрел Иерусалимский Устав прп. Саввы, введя в него правило о канонах, которые были составлены им и его другом – прп. Космой Маиумским. Этот величайший труд Иоанна Дамаскина высоко оценивается в истории церковного пения.
Наряду с этим преподобный пересмотрел месяцеслов и ввел единообразие в праздновании дней святых. Также им были составлены тропари, стихиры, акафисты, каноны. Считается, что общее число канонов написанных прп. Иоанном Дамаскиным достигает шестидесяти четырех. Из служб Великого поста к его трудам относятся: канон св. вмч. Феодору Тирону, второй канон Лазаревой субботы, а также стихиры самогласны сырной субботы, Недели ваий и всех дней Страстной седмицы.
Наиболее замечательное и прославленное литургическое произведение прп. Иоанна Дамаскина – канон на Святую Пасху. Кроме того, преподобный написал всю службу Пасхи, включая пасхальные часы, а также службы во всю Светлую седмицу.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только по красоте своей формы, но и по силе и глубине, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубокий содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляя всесторонне пережить и понять это событие.
Святейший Патриарх Алексий I в своей речи по поводу церковного пения сказал: «… такие песнописцы, как св. Иоанн Дамаскин… и другие древние творцы церковных песнопений, – навсегда останутся идеалом церковного творчества».
Елена Елисеева