12 января Православная Церковь отмечает день памяти свт. Макария, митр. Московского. Он возглавлял Русскую Церковь в непростом 16 в. на протяжении двадцати лет, которые стали целой эпохой в ее истории. Однако и житие, и само имя этого святого мало известны нашим современникам.
Будущий святитель Макарий родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий. Из поминального Синодика Успенского собора известно, что в роду свт. Макария было немало лиц духовного звания. Отец мальчика скончался вскоре после рождения сына, мать после его смерти приняла постриг. А будущий святитель в раннем возрасте поступил послушником в Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге он получил имя в честь знаменитого православного аскета-пустынника прп. Макария Египетского. В обители инок не только проходил школу монашеских подвигов, но и вникал в книжную премудрость, учился писать иконы.
15 февраля 1523 г. инок Макарий был поставлен в архимандрита Лужецкого монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанного прп. Ферапонтом Можайским. Однако возглавлял он его недолго. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий был посвящен в архиепископа Великого Новгорода и Пскова на кафедру, которая вдовствовала без епископа 17 лет.
Деятельный архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад. Как отмечает летописец: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия… И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».
Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии. При свт. Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливаются церковная утварь и сосуды во владычной мастерской. Святитель лично «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение».
Исполняя постановление Московского Собора 1503 г., свт. Макарий принял решение о введении общежительного Устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.
По благословению святителя в Новгороде были написаны жития и службы русским святым, составлен новый летописный свод. Инок Досифей Топорков работал над исправлением текста Синайского Патерика (который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи) и составлением Волоколамского Патерика и Хронографа. Софийский священник Агафон составил в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.
Владыка Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя прп. Трифон Печенгский.
В 1542 г. свт. Макария избирают на Московскую кафедру. В то время Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот, в 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил свт. Макарий. Семнадцатилетний Великий князь Иоанн IV (будущий царь Иоанн Грозный) получил церковное благословение на управление Русским государством.
Свт. Макарий постоянно общался с царем Иоанном Грозным. Благотворно влияя на царя, его духовное и книжное воспитание, митр. Макарий сохранял непреклонную твердость там, где этого требовал его первосвятительский долг. И царь чтил Московского иерарха. В послании свт. Казанскому Гурию он писал: «О Боже! Коль бы щастлива Русская земля была, коли бы вси владыки таци были, яко преосвященный Макарий».
В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем «Макарьевских». На них решался вопрос общецерковного прославления русских святых, которые до той поры прославлялись лишь для местного почитания.
В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митр. Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся поведения и благочестия христианина, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения.
Свт. Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Он решил собрать всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Это начинание завершилось созданием «Великих Макарьевских Четьих Миней».
О высоте духовной жизни святителя свидетельствуют случаи его прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и Полоцка в 1563 г. В первом случае в Русской Церкви появилась новая епархия, в другом — воссоединилась с Московской Митрополией старейшая Полоцкая епархия. В память о покорении Казани в Москве был построен собор Покрова на Рву, известный ныне как храм св. Василия Блаженного. Свт. Макарий сам освятил этот дивный собор.
В середине сентября 1563 г., на память вмч. Никиты, святитель совершал Крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. 3 декабря он поведал царю о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. 30 декабря 1563 г. свт. Макарий отошел ко Господу. Канонизирован свт. Макарий на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 г. Богатое русское духовное гимнографическое и агиографическое наследие, которым и сегодня живет наша Церковь, хранит в себе духоносный образ свт. Макария, митр. Московского.