Святитель Василий Великий

str2-1_1Десять раз в году, преимущественно в дни Великого поста и Страстной седмицы, совершается в храмах Литургия св. Василия Великого. Однако не только литургическими трудами известен этот выдающийся святой. Архиепископ, представитель блестящей богословской плеяды отцов каппадокийцев, один из трех святителей, именуемых Церковью вселенскими учителями, назван современниками «Великим» уже при жизни. Он велик как епископ и оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу Церкви, своей самоотверженностью и силой характера. По словам одного из агиографов, имя «Великий» поистине стало его собственным именем.

Будущий святитель родился ок. 330 г. в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в семье аристократической, состоятельной и, без преувеличения можно сказать, святой: помимо Василия, еще несколько членов ее, в том числе два брата, епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, были причислены к лику святых.

Годы учебы

Отец Василия, ритор и адвокат, наряду с христианским воспитанием желал дать сыну хорошее светское образование. Василий учился в Кесарии, Константинополе и, наконец, в «обители наук» – Афинах, где познакомился с будущим святителем Григорием Богословом, другом и сподвижником всей его жизни. Последний отмечал в молодом Василии твердость характера, точность речи и редкую проницательность ума. Оба юноши были руководимы одним призванием – быть христианами; обилие в Афинах идолов и других языческих соблазнов не повредило им и лишь укрепило будущих святителей в вере, они знали только две дороги – в храм и в училище.

В годы учебы два желания боролись в Василии – жажда знаний и тяга к уединенной аскетической жизни. Возобладало второе – и ок. 356 г. Василий покинул Афины для «жизни более совершенной». Блестящее образование, полученное им к тому времени, он отдаст впоследствии на служение Церкви.

Отшельничество

Вернувшись на родину, Василий служит на светском поприще. Однако зов Божий оказался сильнее всех земных притяжений: он расстается с престижной профессией и соответствующим общественным положением; принимает в возрасте 25–30 лет Крещение и отправляется в путешествие в Египет и Палестину, где знакомится со многими подвижниками и получает первые уроки иноческого жития. В результате Василий напишет: «Пожелал и сам я, сколько было мне возможно, сделаться подражателем оных людей».

В пустынном месте близ Неокесарии Василий и Григорий предаются аскетическим подвигам. Из стекавшихся к ним последователей устроились общежительные общины, на нужды которых св. Василий отзывался в течение всей жизни. Отшельническое житие Василия продолжалось недолго. Арианские смуты вызвали его из мирного уединения для деятельности на ином поприще.

На церковном служении

Пастырское служение было призванием Василия и смыслом его существования. В 364 г. он стал священником; в 370 г. – избран епископом на главную кафедру Каппадокийской митрополии – Кесарийскую. По словам св. Григория, он был поставлен на Кесарийскую кафедру для пользы всей Вселенской Церкви. Невозможно было сделать лучшего выбора для столь важного места. Василий имел для этого все: личную святость, обширное общее образование, красноречие, глубокое знание христианского учения и административный талант. Он был милосерд и благотворителен: все свои личные средства и церковные доходы употреблял на нужды бедных, сам став едва ли не беднейшим жителем Кесарии. В сочетании с безупречной жизнью это принесло ему огромную популярность. Можно отметить, что в Греции до сих пор подарки детям приносит не св. Николай (Санта-Клаус), а св. Василий, в его день – 14 января.

Епископство св. Василия продолжалось около 9 лет и совпало с тяжелейшим периодом в жизни Церкви: арианская ересь, поддерживаемая государством, накрыла почти весь христианский Восток; внутренние нестроения, споры, расколы, раздирали тело Церкви. Защиту Православия от еретической смуты и восстановление церковного мира и единства св. Василий считал главным своим делом. Выполняя его, он обнаружил большой такт и снисходительность по отношению к заблуждающимся по неведению и в то же время величайшее мужество при защите истинного учения от еретиков.

Как неутомимый защитник Православия св. Василий всю свою жизнь был для ариан предметом ненависти и интриг. Известна его знаменитая фраза, сказанная в ответ на угрозы пыток и лишения имущества: «Не подлежит конфискации имущества тот, кто ничего не имеет… а смерть для меня благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для которого живу и действую».

Стоящую перед ним задачу святитель решил, совершив двоякий подвиг: как богослов (о чем будет сказано далее) и как искусный пастырь – собрав воедино все тяготеющие к Православию разрозненные группировки. До торжества своих богословских идей на II Вселенском Соборе он не дожил двух лет. Кончина святого, обладавшего всю жизнь крайне слабым здоровьем, последовала в 379 г. на пятидесятом году жизни и была оплакана не только христианами, но даже язычниками и иудеями, на которых простирались его благотворительность и человеколюбие.

Творения свт. Василия Великого стали бесценным вкладом в сокровищницу Святоотеческого Предания Церкви. Память его совершается 14 января и 12 февраля н. ст.

Отцы каппадокийцы и троичное богословие

Период 4–8 вв. известен в истории Церкви как эпоха Вселенских Соборов и время богословского оформления христианского вероучения. Каждый Собор собирался в связи с той или иной ересью, волновавшей Церковь. Опровергая ее, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу православной догматики.

4в. стал в этом плане веком «троичным». Богословие Святой Троицы формировалось главным образом в борьбе с арианством – ересью, отвергавшей Божество Сына Божия. Отрицая единосущие Сына Отцу, она угрожала самой сути христианства – учению о спасении: если Иисус Христос не Воплотившийся Бог – Богочеловек, а лишь человек, то спасение не состоялось.

Термин «единосущия» Христа Отцу, принятый на I Вселенском Соборе для опровержения ереси, был многим непонятен и нуждался в дополнительном разъяснении. Великой проблемой 4 в. стало найти терминологию, выражающую Божественное единство и различие – одновременность в Боге «еди́ницы» и «троицы». При этом суть библейской веры нужно было запечатлеть в словах, адекватных времени и понятных всем. Титаническими («нечеловеческими», по выражению В. Лосского) усилиями отцов Церкви задача была решена. Выдающаяся роль в этом принадлежит «великим каппадокийцам»: Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, называемым «троицей, славящей Святую Троицу». Они же сформулировали учение о Святом Духе как единосущном и равном Отцу и Сыну. Безусловным вождем каппадокийцев является св. Василий Великий. В выдвинутой отцами формуле: «единая сущность при трех Ипостасях» Церковь признала точное определение содержимой ею троической веры.

Св. Василий Великий обличал ересь Ария в 4 в. В 20 в. это делал представитель св. отцов новейшего времени известный сербский богослов прп. Иустин Попович († 1979 г.). Он предупреждает: арианство живо; оно и сегодня стремится продолжить дело развоплощения Богочеловека Иисуса Христа, дело Иуды – «ведь Церковь называет Ария “вторым Иудой”».

Современное арианство.

Из сочинений прп. Иустина Поповича

«Арианство еще не обрело своей могилы; ныне оно современнее и распространеннее, чем когда-либо… все сведено к человеку – все, включая и Богочеловека Христа… Повсюду и систематически Господь Иисус Христос низводится к человеку. Богочеловека постоянно развоплощают, непрестанно совершая дело Ария…

Откуда сегодня столько арианства? – Оттуда, что человек стал мерилом всех вещей, всех существ видимых и невидимых. Измеряя собою все, человек… отвергает и отбрасывает все, что шире, выше и бесконечнее человека. Узкое мерило сужает Богочеловека до человека. Обруч греха стягивает горделивый разум человека, так что тот не видит и не признает никакой реальности, большей, чем он… Нет ничего абсолютного ни над миром, ни над человеком, ни в мире, ни в человеке, ни вокруг мира, ни вокруг человека… От этого современного релятивизма, как и от релятивизма древнего, арианского, спасает только вера в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в Его единосущие с Богом Отцом…

…Христианство является христианством благодаря Богочеловеку, Его богочеловеческой идеологии и богочеловеческой методике. Это основная истина относительно которой не может быть никаких компромиссов…

Только как Богочеловек Христос является высшей ценностью и непогрешимым критерием. Надо быть откровенным и последовательным до конца: если Христос не Богочеловек, тогда он наглейший самозванец, ибо провозгласил себя Богом и Господом… Но евангельская историческая действительность неопровержимо показывает и доказывает, что Иисус Христос по всему и во всем – совершенный Богочеловек. Поэтому человек не может быть христианином без веры в Богочеловека и Его богочеловеческое тело – Церковь, которой Он оставил всю Свою чудесную Личность. Спасительная и животворящая сила Церкви Христовой обнаруживается в вечно живой и вездесущей Личности Богочеловека. Всякое замещение Богочеловека каким бы то ни было человеком и всякое выделение из христианства только того, что отвечает индивидуальному вкусу и разуму человека, превращает христианство в поверхностный и беспомощный гуманизм… Только своей богочеловеческой силой христианство есть соль земли. Растворенное же в гуманизме, христианство теряет вкус, становится безвкусной солью, которая, по истинным словам Спасителя, ни на что не годна, разве только на то, чтобы ее рассыпали и попирали (Мф. 5,13). Всякое стремление и попытка соотнести христианство с духом времени… отнимают у христианства ту специфическую ценность, которая делает его единственной богочеловеческой религией в мире… Не сообразование и приспособление Богочеловека Христа к духу времени, а сообразование и приспособление духа времени к Христовой вечности, Христовой Богочеловечности – это и есть единая истинная миссия Церкви Христовой в этом мире, Церкви Апостольской и Православной…»

Подготовила Людмила Кузнецова