Блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 г. в семье Димитрия и Наталии Никоновых в селе Себино Тульской области. Родители ее были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей. Младшая дочь Матрона была слепа от рождения, но Господь даровал ей духовное зрение.
Блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 г. в семье Димитрия и Наталии Никоновых в селе Себино Тульской области. Родители ее были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей. Младшая дочь Матрона была слепа от рождения, но Господь даровал ей духовное зрение.
В детстве девочку часто дразнили, а порой и били сверстники, пользуясь ее тяжким недугом. Матрона стала сторониться детей. Самым любимым местом для нее был храм в честь Успения Божией Матери, расположенный в нескольких километрах от дома. Она часто ходила туда с родителями, а порой убегала и самостоятельно, по целым дням проводя в храме. Матрона очень любила богослужение, с раннего детства знала наизусть многие церковные песнопения.
За безропотное перенесение телесных недугов Господь наградил девочку даром прозорливости и исцеления. За советом и помощью к совсем еще юной Матроне стали обращаться сначала жители села Себино, а затем и других сел. По молитвам девочки ко Господу совершались исцеления больных, обращение заблудших, изгнание бесов из одержимых.
В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. Сохранилось предание о встрече Матроны со св. прав. Иоанном Кронштадтским.
На семнадцатом году жизни Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. И с тех пор, на протяжении пятидесяти лет, она была лишена возможности передвигаться самостоятельно. Блаженная смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
С 1925 г. и до конца своих дней блж. Матрона жила в Москве. Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию. Присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, а также стариков родителей (мать Матроны скончалась в 1945 г.), матушка и переехала в Москву, которую блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России».
Так начался новый период ее подвижнической жизни. Блаженная становится бездомной странницей, переходя из дома в дом. Некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.
В Москве старица совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих привело ко спасению. В день матушка принимала до сорока человек. К ней приходили с бедами, скорбями, душевной и телесной болью. После общения с блж. Матроной люди обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам.
Блаженная была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы. Советовала не осуждать ближних, говоря: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик». Св. Матрона учила предавать себя в волю Божию, жить с молитвой, часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Таин. Учила также любить и прощать старых и немощных.
Старица советовала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. «Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Учила не любопытствовать о жизни священников. Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (черной одеждой и т. д.), больше заботиться о внутреннем состоянии души.
Блаженная учила терпению скорбей. Зинаида Жданова, у которой старица прожила долгое время, как-то пожаловалась: «Матушка, нервы…» А она: «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть». Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением.
Святая неоднократно предсказывала начало войны. Еще в 1939-м или 1940-м г. Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». Блаженная часто говорила «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит».
Последний земной приют св. Матрона нашла на подмосковной станции Сходня, где поселилась у дальней родственницы. Сюда тоже потоком шли люди и несли свои скорби. До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. 2 мая 1952 г. она почила.
Отпевал блаженную в церкви Ризоположения на Донской улице священник Николай Голубцов. Старица просила не приносить на ее могилу мертвые пластмассовые венки, а только живые цветы. С того времени существует народная традиция приходить к мощам блаженной с живыми цветами.
Отпевание и погребение св. Матроны были началом ее прославления в народе как угодницы Божией. Перед своей кончиной блж. Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне, рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам». По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действующих московских храмов). Через несколько лет могила старицы стала местом паломничества для многих людей.
8 марта 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы и перенесены в Покровский женский монастырь. В июле 1998 г. обитель обрела еще одну святыню – икону Богородицы «Взыскание погибших», которая написана по благословению блж. Матроны и долгое время была ее келейной иконой.
2 мая 1999 г. блаженная была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии, а в октябре 2004 г. состоялось общецерковное прославление св. блж. Матроны Московской. День памяти блж. Матроны 19 апреля (2 мая н. ст.).
В 1999 г., в год празднования 200-летия Тульской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал ковчег с частицей мощей новопрославленной блж. Матроны Московской в Новомосковский Свято-Успенский мужской монастырь, который находится недалеко от места рождения и первых лет жизни святой.
Еще одной святыней Свято-Успенского монастыря является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», написанная по благословению блж. старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино, уроженкой которого она являлась.
Марина Шмелева