Автором Послания Иакова (книги Нового Завета) считается первый иерусалимский епископ Иаков, называемый «брат Господень». Основная мысль Послания — «вера без дел мертва». Апостол Иаков утверждает, что истинная вера должна выражаться в делах милосердия и христианской любви. Более подробно размышлять над словами Послания Иакова нам помогает клирик нашего собора священник Александр Станотин.
Читая Священное Писание, прочитывая один и тотже текст в разное время, обращаешь внимание на разные моменты, о которых говорится в нем. Возможно, это связано с внутренним духовным состоянием, с теми вопросами, которые встают перед тобою в данный период времени. Так вышло и во время чтения Соборного послания апостола Иакова. В качестве небольшой исторической справки можно сказать, что оно было написано в 55–60 гг. Соборным называется потому, что было обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам (как, например, Послание к римлянам апостола Павла), а ко всем христианским общинам в целом. Согласно церковному преданию, автором послания является апостол Иаков – брат Господень по плоти, ставший первым Иерусалимским епископом. Предание также приписывает апостолу Иакову составление древнего чина Божественной литургии.
Читая первую главу, обратим внимание на следующие слова, сказанные апостолом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). Само слово «искушение» очень часто воспринимается как нечто нам неприятное: ситуация, где мы можем согрешить, ситуация, которая идет вразрез с нашими планами, нас раздражает. И, конечно же, мы всячески стараемся от таких искушений избавиться, но отнюдь не стремимся к ним и тем более им не радуемся. А тут апостол говорит совсем противоположное! Но чтобы понять слова апостола, надо понять, как понимается само слово «искушение». В греческом языке, на котором и было написано это послание, слово «пейрасмос» – это испытание с определенной целью, которая заключается в том, чтобы испытуемый стал после испытания более сильным и чистым. Поэтому данное слово означает не введение в соблазн или грех, а укрепление человека. Это сродни русскому слову «искусный», т.е. человек прошедший искус – испытание, ставший совершенным. Вот чего желает апостол Иаков! Радости успешно пройденного испытания.
Исходя из сказанного, становятся понятными и следующие слова: зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 3–4). Под терпением, по рассуждению Александра Павловича Лопухина, понимается постоянство в добродетели.
Но легко ли терпеливо и без ропота переносить испытания? Уверен, что многие ответят – нет. Легко ли быть больным и видеть здоровых людей? Жить в бедности и каждый день смотреть на достаток других? Перечислять можно долго. И здесь, по глубокому убеждению апостола Иакова, помочь человеку может только истинная мудрость, о которой он говорит в 5 стихе. Мудрость, по-гречески «софия», означает вообще правильное разумение, познание предметов Божественных и человеческих, это мудрость христианского поведения в разных ситуациях. Это – не простая рассудочная человеческая мудрость, а та, которая сходит свыше, от Бога. Именно она помогает человеку в нелегкие дни испытания правильно отнестись к происходящему. Понять, чего хочет от человека Бог.
Читая дальше, понимаешь, что мудрость – это та ценность, о которой надо молиться. Она становится ценностью выше здоровья, денег, положения. Всего того, к чему принято стремиться. Это та мудрость, которая помогла праведному Иову сказать: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1, 21) Это то, что Бог дает всем просто и без упреков (Иак. 1, 5). Было бы у нас желание.
Далее апостол Иаков подчеркивает одно из правил молитвы: прося мы должны не сомневаться в получении просимого, не быть двоедушными (Иак.1,6–8). «Если верит, то пусть просит, а если не верит, то пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся – и тот, кто просит с высокомерием… Сомневающийся тот, кто далек от твердого действования и недоумевает, сбудется то или иное, или нет», – приводит слова блж. Феофила А.П. Лопухин.
А вот как характеризует человека с двоящимися мыслями протоиерей Олег Стеняев: «Это когда человек, с одной стороны, не отрекается от христианских идеалов, с другой – полностью погряз в материальной стороне жизни». Как это может отражаться на нашей молитве, видно из слов святителя Иоанна Златоуста: «…Аще молитву творите, или в церкви стоите, точию устнами движете и преклоняете колене, а мысли ваши вне летают. Тело внутрь стоит, а душа вне парит. Устне твои глаголют молитву, а мысли твоя разчитают прикупы, купли, приплоды… и прибытки всяческия».
Перевод: «Тело было внутри церкви, а дух твой – вне; твои уста говорили молитву, а ум исчислял проценты, обязательства, торговые обороты, приобретения, дружеские собрания… души всякий человеческий помысел».
Думаю, что слова апостола Иакова и святителя Иоанна, смогут стать ответом на мучащий многих вопрос: почему, молясь, мы не всегда получаем просимое. И тут может появиться и другой вопрос: а кто настолько совершенен, чтобы без сомнения, с горячей верою проходить искушения (испытания), молиться без рассеянности, со вниманием? Дорогу осилит идущий. Лишь бы наша жизнь не стала теплохладной, когда отметился в храме – и обратно в свою веселую светскую жизнь.