«Радуйся, благая Вратарница…»

str29 мая произошло событие, значимое не только для священнослужителей и прихожан Свято-Троицкого собора, но и для всего православного Саратова. Впервые за последние десятилетия в наш город была привезена икона, написанная и освященная на Святой Горе Афон. Это список с чудотворной и чтимой во всем мире Иверской иконы Божией Матери. Сегодня мы расскажем читателям об истории этого образа и обители, в которой он был прославлен.

Иверон

Иверский монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, расположен в северо-восточной части полуострова Афон на берегу небольшой бухты. Здесь, по преданию, высадилась Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, когда их корабль был принесен бурей к Афону.

Иверский монастырь – один из древнейших на Афоне. Он был основан в 980-983гг. двумя грузинскими полководцами, приближенными царского дома, прп. Иоанном Святогорцем и прп. Иоанном Торникием (Чордванели), принявшими постриг. Иоанн Святогорец первым посвятил себя служению Богу. Он несколько лет подвизался в разных монастырях, где прославился как аскет и отшельник. Затем, взяв с собой сына, он отправился на Афон к основателю Великой Лавры прп. Афанасию. С ним пришли и другие грузинские монахи. Спустя примерно десятилетие после пострига Иоанна Святогорца, его примеру последовал Иоанн Торникий, который прибыл на Афон с сопровождавшими его грузинами, желавшими подвизаться на Святой Горе. Они были радушно встречены в Великой Лавре, где к тому времени уже образовалась грузинская община. И тогда появилась необходимость в основании отдельного монастыря.

С момента своего основания монастырь всегда назывался Иверон, т.е. принадлежащий выходцам из Иверии (древнее название Грузии). Насельники монастыря разделили функции по управлению Иверским монастырем согласно способностям и призванию каждого: игуменом и духовником братии был избран прп. Иоанн Святогорец, прп. Иоанн Торникий стал экономом, прп. Евфимий (сын Иоанна Святогорца) занимался переводами. Прп. Афанасий Афонский по-прежнему окормлял грузинских монахов и оказывал им высокое доверие и уважение.

В 9 в. Иверский монастырь стал одним из крупнейших на Афоне, в нем подвизались около 300 насельников, среди которых были и греки. Благополучие Иверона было нарушено в 1259г., когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи Вселенских патриархов. В 1274г., при византийском императоре Михаиле VIII Палеологе, между Западной и Восточной Церквами была заключена Лионская уния. Униаты высадились на Афоне и, стремясь склонить к ней афонских монахов, прибегли к насилию. Добравшись до Иверской обители, латиняне встретили сопротивление. Около двухсот старейших монахов, почитаемых впоследствии как Иверские преподобномученики, были посажены на корабль и утоплены вместе с ним в море. Молодые иноки были проданы в рабство.

В последующие века Иверон сильно пострадал от разбойничьих набегов, как и весь полуостров. Иверский монастырь неоднократно восстанавливался на средства, подаренные правителями Византии, Сербии, Грузии и России. В последний раз его восстанавливали в 1865г., когда после пожара от него осталось лишь пепелище.

На протяжении своей долгой истории монастырь был мощным духовным центром с сильным влиянием грузинской монашеской практики и традиции, несмотря на то, что еще в 1357г. он был передан в управление грекам. Последний грузин умер здесь в 1955г., после чего монастырь стал исключительно греческим.

Иверская икона Божией Матери

Иверский монастырь, как и любая афонская обитель, богат святынями. В соборном храме Успения Божией Матери, построенном в начале 11 в., находятся частицы мощей 150-ти святых, в том числе апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого и Иоанна Златоустого. Но главной святыней монастыря, несомненно, является икона Богородицы Портаитисса (Вратарница), более известная в России как Иверская.

2011-10-25-10Наверно, нет среди православных христиан ни одного, которому неизвестна история обретения этой иконы. И все же вкратце приведем ее на наших страницах.

История Иверской иконы просматривается с 1 в. Предание приписывает ее, в числе других, кисти святого апостола и евангелиста Луки. В 9 в. она находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ г. Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы пришли в дом вдовы, и один из воинов копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова дала им деньги и просила до утра не трогать икону. Затем она опустила икону в море, и та, стоя на воде, удалилась. Сын вдовы принял монашеский постриг на Афоне; от него и узнали на Святой Горе историю древней иконы.

Спустя почти 200 лет насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп – он поднимался до неба над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но при приближении лодки образ удалялся. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял икону и поставил в храме. Однако на следующий день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место. Но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла св. Гавриилу свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был помещен над монастырскими воротами, над которыми иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой икона пребывает по сей день, поэтому она называется Портаитисса-Вратарница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

Икона прославилась множеством чудес, которые записаны в летописях Иверской обители и других святогорских монастырей: она оберегала монастырь от врагов, избавляла его от пожаров, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы. К замечательным чудесам иконы относится и то, что, находясь при монастырских вратах, она часто препятствует входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что в последние времена Всесвятая Вратарница покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

Московская святыня

В 17 в. о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, просил его прислать в Москву точный список с чудотворной Иверской иконы. Иконописец Иверского монастыря Иамвлих Романов выполнил список, ни одной деталью не отличающийся от подлинника. Краски для него были замешаны на святой воде, которой прежде облили афонскую Портаитиссу, а затем кипарисовую доску, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 г. икону торжественно встречали в столице царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. Впоследствии этой иконой владели царица Мария Ильинична, ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.

С этой иконы был сделан список, получивший название Московского. В 1669 г. его поместили на Неглиненской башне, над которой возвели деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Москвы и через них совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Свой окончательный вид часовня получила в 1791 г. Неглиненские ворота также были перестроены и стали называться Воскресенскими.

«Вратарница» стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Ее называли «отрадным перепутьем для всех верующих». Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего шел поклониться Иверской, никто не начинал своих дел, не помолившись перед иконой. Ее чтили не только православные: на поклон чудотворному образу приходили католики, лютеране и даже вовсе нецерковные люди – шли помолиться о всякой насущной потребе. Часто икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постели больных или просто под своим кровом.

Только однажды Вратарница покинула Москву – в сентябре 1812 г., когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, где святыни пробыли два месяца и в ноябре вернулись в Москву.

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона Божией Матери прославлена от Господа многими чудесами. О них лучше всего сказать словами тропаря: «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».

Благодатная сила Московской Вратарницы была настолько велика, что почитание ее в скором времени распространилось по всей России. Во многих храмах в течение нескольких столетий перед этим образом молились верующие, чаявшие получить от Пресвятой Богородицы помощь и утешение. И наш собор – не исключение: в верхнем храме находится почитаемая Иверская икона Божией Матери, написанная в 19 в.; другой образ, чудесно обретенный потерпевшим кораблекрушение купцом, обычно выносится в дни празднования иконы и помещается на аналое в центре храма.

Возрождение доброй традиции

После революции, в 1929 г., Иверскую часовню снесли. Были разрушены и Воскресенские ворота. Судьба чудотворного Московского списка Иверской иконы по сей день неизвестна. В ноябре 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год, они были восстановлены.

25 октября 1995 г. с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный по благословению настоятеля Иверской обители иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство и множество верующих. Утром 26 октября ее доставили крестным ходом через Воскресенские ворота к Иверской часовне, где образ вновь обрел свое историческое место в самом центре столицы.

В 2005 г. настоятель игумен Пахомий и прихожане Свято-Троицкого собора Владимир Федорович Бондаревский и Вадим Эдуардович Фролов, будучи на Афоне, выразили желание, чтобы святогорские иконописцы написали для нашего храма Иверскую икону Божией Матери. На Святой Горе есть греческая келлия Буразери. Название ее происходит от «Белозерья»: долгое время келлией владели русские иноки и называли ее Белозеркой. В келлии подвизается братство иконописцев; ими написано много икон для Афонских монастырей и для всей Греции.str3

Привозить иконы со Святой Горы – давняя русская традиция. Только в нашем соборе находится несколько икон, написанных на Афоне в 19 в.: иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Скоропослушница», икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сейчас эта традиция возрождается. Тщанием наших прихожан написана и привезена в Свято-Троицкий собор Иверская икона Божией Матери – благословение Святой Горы нашему храму. Вратарница всегда стояла на страже, как скорая помощница людям в бедах, напастях и болезнях. И сегодня великая благодать изливается от списков с чудотворной Иверской иконы. Каждый, кто приходит к ним с верою и надеждой, получает помощь и исцеление.

И.С. Гладышева